Зарождение психологического тестирования

Тест в переводе с английского означает «испытание, проба», а соответственно, тестирование – это проведение испытаний или серии проб. Тестирование является важным инструментом профессионального психологического отбора персонала.
История тестирования уходит своими корнями в глубину веков. Еще у древних китайцев, греков, римлян существовала система испытаний учеников после завершения обучения, а также претендентов при их поступлении на гражданскую службу. Возникновение психологического тестирования связывают с работами английского исследователя Френсиса Гальтона. Именно он во второй половине ХIХ века заложил основы учения о существовании индивидуально-психологический различий между людьми, стал пионером применения психологических тестов, анкет и вопросников, изобрел ряд приборов позволяющих количественно измерять психологические характеристики людей.
Особое место в развитии психологического тестирования занимает американский психолог Джеймс Кеттел. В 90-х годах ХIХ столетия он создал лабораторию экспериментальной психологии и занялся разработкой тестов определения интеллектуального уровня студентов и распространением практики тестирования.
1905 год стал годом создания первого широко известного европейского психологического теста для измерения интеллекта – шкалы Бине-Симона. Эта шкала состояла из 30 заданий, расположенных по возрастающей трудности и позволяющая определить широкий круг психических характеристик. Главный акцент в этом тесте был сделан на способностях человека к суждению и пониманию.
В 1916 году появилась усовершенствованная шкала умственного развития Стенфорд-Бине, в которой впервые был использован коэффициент интеллекта IQ, отражающий отношение умственного возраста человека к хронологическому.
В 1917 году Артур Отис по заказу американской армии впервые разработал метод группового психологического тестирования, при помощи которого за короткий срок были обследованы по уровню общего интеллекта полтора миллиона новобранцев. Основным достоинством теста Отиса стало введение задач, содержащих несколько вариантов готовых ответов. Это существенно унифицировало и упростило процедуру тестирования.
В 20 – 50 годах ХХ столетия Ч.Спирмен, Т.Келли, Л.Терстоун предложили новый подход к тестированию, который заключался в использовании комплексных тестов, оценивающих различные аспекты проявления, как интеллекта, так и других способностей человека. В результате этих исследований сложилась группа методов, получивших название методы факторного анализа. Главным практическим результатом применения факторного анализа стала разработка комплексных батарей способностей. Теперь вместо общего показателя интеллекта IQ исследователь смог получить отдельные оценки определенных черт и свойств.
Затем, помимо оценки интеллектуального развития людей. появились тесты позволяющие оценивать такие характеристики личности как эмоциональные состояния, межличностные отношения, интересы, мотивацию и др.
Психологическое тестирование прошло определенный исторический путь и накопило достаточно методов и способов успешного осуществления профессионального психологического отбора.