Эволюция менеджмента в 20 веке
Развитие науки управления в 20 веке характеризуется множеством школ и подходов, разрабатывающих те или иные аспекты менеджмента. Ориентация той или иной школы менеджмента зависела от факторов, доминирующих в науке и производстве на тот или иной момент.
Таким факторами в разное время становились – отделение управления от собственности, рост крупных организаций, развитие наук о человеке, революционные перемены в технологии, глобализация производства и рынков, развитие информационных технологий, многообразие потребительского спроса и др.
Существует большое разнообразие классификаций школ менеджмента, действовавших в истекшем 20 веке. Одной из наиболее популярных классификаций является классификация, предложенная американцами Месконом, Альбертом и Хедоури.
Эта классификация содержит четыре важнейших подхода, выделивших четыре большие школы управления, внесших наиболее значительный вклад в развитие науки об управлении:
• Подход с точки зрения научного управления – школа научного управления. Возникновение этой школы связано с именем американского инженера-практика и менеджера Ф.У.Тейлора, а также Генри Гантта, Френка и Лилии Гилберт. Основной заслугой Тейлора явилось создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организации. Большое внимание Тейлор уделил повышению производительности труда, нормальному обслуживанию рабочих мест, улучшению использования производственных фондов, организации учета и отчетности, повышению стимулирующей роли системы оплаты труда.
• Административный подход – классическая школа управления. Основоположником классической или административной школы является Анри Файоль, а талантливыми последователями — Г.Эмерсон, Л.Урвик, М.Вебер и др. Представители классической школы определили общие характеристики и закономерности управления организацией в целом. Разработанные ими универсальные принципы управления являются актуальными до сих пор.
• Подход с точки зрения человеческих отношений и с точки зрения науки о поведении – школа психологии и человеческих отношений. Многочисленные представители этой школы основное свое внимание уделили человеческому фактору. Они обратили внимание на то, что решающее влияние на рост производительности труда оказывают не материальные, а психологические и социальные факторы. Возникновение доктрины «человеческих отношений» связывают с именами американских ученых Э.Мэйо и Ф.Ротлисбергера, а также М.Фолетт известных своими исследованиями в области социологии производственных отношений. Бихевиоризм или психология поведения работников в зависимости от влияющих на них стимулов активно изучался Э.Торндайком, Ч.Бернардом, А.Маслоу, Б.Скиннером и Д.Макгрегором.
• Подход с точки зрения количественных методов – школа науки управления. Становление школы науки управления связано с развитием математики, статистики, инженерных наук. Наиболее известными представителями этой школы являются Р.Акофф, Л.Берталанфи, П.Анохин, А.Каунота, В.Парето, Л.Канторович. Школа науки управления занимается исследованием проблем управления с использованием кибернетического подхода и применением информационно-математических систем. Кроме этого, эта школа явилась источником разработки таких современных подходов к управлению, как системный, процессный и ситуационный подходы.
Существует большое разнообразие классификаций школ менеджмента, действовавших в истекшем 20 веке. Одной из наиболее популярных классификаций является классификация, предложенная американцами Месконом, Альбертом и Хедоури.
Эта классификация содержит четыре важнейших подхода, выделивших четыре большие школы управления, внесших наиболее значительный вклад в развитие науки об управлении:
• Подход с точки зрения научного управления – школа научного управления. Возникновение этой школы связано с именем американского инженера-практика и менеджера Ф.У.Тейлора, а также Генри Гантта, Френка и Лилии Гилберт. Основной заслугой Тейлора явилось создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организации. Большое внимание Тейлор уделил повышению производительности труда, нормальному обслуживанию рабочих мест, улучшению использования производственных фондов, организации учета и отчетности, повышению стимулирующей роли системы оплаты труда.
• Административный подход – классическая школа управления. Основоположником классической или административной школы является Анри Файоль, а талантливыми последователями — Г.Эмерсон, Л.Урвик, М.Вебер и др. Представители классической школы определили общие характеристики и закономерности управления организацией в целом. Разработанные ими универсальные принципы управления являются актуальными до сих пор.
• Подход с точки зрения человеческих отношений и с точки зрения науки о поведении – школа психологии и человеческих отношений. Многочисленные представители этой школы основное свое внимание уделили человеческому фактору. Они обратили внимание на то, что решающее влияние на рост производительности труда оказывают не материальные, а психологические и социальные факторы. Возникновение доктрины «человеческих отношений» связывают с именами американских ученых Э.Мэйо и Ф.Ротлисбергера, а также М.Фолетт известных своими исследованиями в области социологии производственных отношений. Бихевиоризм или психология поведения работников в зависимости от влияющих на них стимулов активно изучался Э.Торндайком, Ч.Бернардом, А.Маслоу, Б.Скиннером и Д.Макгрегором.
• Подход с точки зрения количественных методов – школа науки управления. Становление школы науки управления связано с развитием математики, статистики, инженерных наук. Наиболее известными представителями этой школы являются Р.Акофф, Л.Берталанфи, П.Анохин, А.Каунота, В.Парето, Л.Канторович. Школа науки управления занимается исследованием проблем управления с использованием кибернетического подхода и применением информационно-математических систем. Кроме этого, эта школа явилась источником разработки таких современных подходов к управлению, как системный, процессный и ситуационный подходы.