Предыстория развития менеджмента
Менеджмент как наука, возникла в первой четверти 20 века, но фундаментом ее является богатая история управленческой мысли, уходящая своими корнями вглубь веков и тысячелетий.
Не все дошло до наших дней, но и то, что дошло, безусловно, впечатляет.
Впервые проблему управления взялись решить древние египтяне около 6 тысяч лет назад. Строительство огромных пирамид требовало, прежде всего, четкого планирования, затем, организации и контроля выполнения работ десятками тысяч человек. Примерно в это же время был написан первый трактат о методах и стилях управления коллективом «Поучение Птахотеппа».
В соседнем Вавилоне начали применять для нужд управления и контроля письменные документы на глиняных табличках. Кодекс законов царя Хамурапи, жившего около 4 тысяч лет назад устанавливал ответственность за порученную работу, определял уровень минимальной заработной платы и необходимость документальной отчетности.
Одна из первых теорий управления 2,5 тысяч лет назад была предложена в Древнем Китае Конфуцием. Он разработал концепцию человека, благородного не по происхождению, а благодаря воспитанию и самосовершенствованию.
Серьезный вклад в теорию управления внесли древние греки. За 400 лет до нашей эры Сократ сформулировал принцип универсальности управления, как в политике, так и в экономике. Он полагал, что управление является особой сферой человеческой деятельности. Главным в управлении – говорил Сократ – является поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач.
Платон обратил внимание на необходимость четкой специализации выполнения работ. Он утверждал, что человек не может одинаково хорошо работать и по камню, и по железу, и по дереву.
В 325 г. до н.э. Александр Македонский впервые создал штаб как центр управления боевыми действиями.
Победное шествие легионов Риской империи было результатом четкой структуры управления армией, где в каждой центурии, когорте и легионе действовала железная дисциплина, были поставлены ясные цели и определены методы решения конкретных задач. В 284 г. до н.э. император Диоклетиан разделил всю империю на провинции и ввел принцип делегирования полномочий.
Эпоха Возрождения памятна тем, что начиная с 1436 года, венецианцы стали осуществлять учет издержек производства, контроль товарных запасов и себестоимости. А флорентиец Николло Макиавелли в 1513 году в своей работе «Государь» коснулся вопросов стиля работы руководителя, организации его труда, взаимоотношений руководителей и подчиненных.
Эпоха промышленных революций наиболее известна работами англичан — теоретическими исследованиями Адама Смита и опытами Роберта Оуэна. В 1776 году Адам Смит сформулировал принцип «экономического человека», главной целью которого является стремление к обогащению и удовлетворение личных потребностей. Этот принцип позволил вплотную подойти к пониманию проблемы мотивации работника. Много времени А.Смит уделял и вопросам контроля организации производства и оплаты труда.
С 1800 по 1828 годы Роберт Оуэн, будучи управляющим ряда текстильных фабрик, осуществил широкомасштабный и несколько обогнавший свое время социальный эксперимент в области управления. Суть его состояла в предоставлении рабочим благоустроенного жилья, улучшений условий труда, быта и отдыха. Была сокращена продолжительность рабочего дня, а в рабочих поселках созданы школы. Все это позволило резко повысить производительность труда на фабриках. Но попытка Роберта Оуэна распространить свой эксперимент на всю Англию закончилась в тот период времени неудачей.
Таковы краткие выдержки из истории управленческой мысли, позволившие уже в начале 20 столетия сформироваться целостной науке – менеджменту.
Впервые проблему управления взялись решить древние египтяне около 6 тысяч лет назад. Строительство огромных пирамид требовало, прежде всего, четкого планирования, затем, организации и контроля выполнения работ десятками тысяч человек. Примерно в это же время был написан первый трактат о методах и стилях управления коллективом «Поучение Птахотеппа».
В соседнем Вавилоне начали применять для нужд управления и контроля письменные документы на глиняных табличках. Кодекс законов царя Хамурапи, жившего около 4 тысяч лет назад устанавливал ответственность за порученную работу, определял уровень минимальной заработной платы и необходимость документальной отчетности.
Одна из первых теорий управления 2,5 тысяч лет назад была предложена в Древнем Китае Конфуцием. Он разработал концепцию человека, благородного не по происхождению, а благодаря воспитанию и самосовершенствованию.
Серьезный вклад в теорию управления внесли древние греки. За 400 лет до нашей эры Сократ сформулировал принцип универсальности управления, как в политике, так и в экономике. Он полагал, что управление является особой сферой человеческой деятельности. Главным в управлении – говорил Сократ – является поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач.
Платон обратил внимание на необходимость четкой специализации выполнения работ. Он утверждал, что человек не может одинаково хорошо работать и по камню, и по железу, и по дереву.
В 325 г. до н.э. Александр Македонский впервые создал штаб как центр управления боевыми действиями.
Победное шествие легионов Риской империи было результатом четкой структуры управления армией, где в каждой центурии, когорте и легионе действовала железная дисциплина, были поставлены ясные цели и определены методы решения конкретных задач. В 284 г. до н.э. император Диоклетиан разделил всю империю на провинции и ввел принцип делегирования полномочий.
Эпоха Возрождения памятна тем, что начиная с 1436 года, венецианцы стали осуществлять учет издержек производства, контроль товарных запасов и себестоимости. А флорентиец Николло Макиавелли в 1513 году в своей работе «Государь» коснулся вопросов стиля работы руководителя, организации его труда, взаимоотношений руководителей и подчиненных.
Эпоха промышленных революций наиболее известна работами англичан — теоретическими исследованиями Адама Смита и опытами Роберта Оуэна. В 1776 году Адам Смит сформулировал принцип «экономического человека», главной целью которого является стремление к обогащению и удовлетворение личных потребностей. Этот принцип позволил вплотную подойти к пониманию проблемы мотивации работника. Много времени А.Смит уделял и вопросам контроля организации производства и оплаты труда.
С 1800 по 1828 годы Роберт Оуэн, будучи управляющим ряда текстильных фабрик, осуществил широкомасштабный и несколько обогнавший свое время социальный эксперимент в области управления. Суть его состояла в предоставлении рабочим благоустроенного жилья, улучшений условий труда, быта и отдыха. Была сокращена продолжительность рабочего дня, а в рабочих поселках созданы школы. Все это позволило резко повысить производительность труда на фабриках. Но попытка Роберта Оуэна распространить свой эксперимент на всю Англию закончилась в тот период времени неудачей.
Таковы краткие выдержки из истории управленческой мысли, позволившие уже в начале 20 столетия сформироваться целостной науке – менеджменту.