Западная модель менеджмента

   Самым весомым представителем западной модели менеджмента является американская модель менеджмента. Американская управленческая мысль представлена плеядой таких знаменитых теоретиков практиков менеджмента и опирается на национальные особенности американцев.
Национальными особенностями американцев, влияющими на их деловую активность, являются: энергичность, активность, индивидуальные ценности и ответственность, способность бороться до конца за свое превосходство и лидерство, подчеркивание своей исключительности в этом мире.
Подготовка специалистов в США осуществляется строго в рамках специальной системы образования. Так, учеба менеджеров характеризуется интенсивностью, формирует теоретические и практические знания на основе разбора большого количества управленческих ситуаций, участия в управленческих играх, стажировок в крупных фирмах и гарантирует высокое качество подготовки специалистов. Престижность учебного заведения влияет на последующее трудоустройство и карьерный рост специалиста.
Подбор кадров для работы в компаниях осуществляется по принципу максимального соответствия кандидата вакантной должности при помощи конкурсов или сдачи экзаменов. Критериями подбора являются образование, практический опыт работы, профессиональные навыки, психологическая совместимость.
Продвижение и стимулирование труда в американских корпорациях осуществляется на основе индивидуальных результатов сотрудников. Центральным звеном всей кадровой работы является ежегодная индивидуальная оценка и аттестация работников.
Управление в компаниях осуществляется с учетом того, что ответственность каждого подразделения и отдельного работника четко и документально формализована. Каждый руководитель лично отвечает за выполнение директивно установленных показателей. В организационной деятельности американских фирм присутствует жесткая дисциплина, беспрекословность подчинения, единоначалие.
Американская модель менеджмента широко использует предложенные в США такие теоретические и практические идеи менеджмента, как:
• децентрализация – широкая практика частичного делегирования функций власти и ответственности центральным офисом крупной корпорации в филиалы и структурные подразделения, которая была первоначально реализована А.Слоуном,
• конкурентное преимущество – теория конкурентной стратегии М.Портера, дающая ответ на вопрос каким образом компании и страны смогут увеличивать свое конкурентное преимущество,
• мотивационные теории – человеческие отношения Э.Мэйо, пирамида потребностей А.Маслоу, обогащение труда Ф.Герцберга, теория X и Y Д.Макгрегора,
• система 7S – разработанная Т.Питерсом и Р.Уотерманом для измерения эффективности компании,
• реинжиниринг — комплекс методик описанных М.Хаммером по формированию оптимальных производственных процессов,
• сбалансированная карта системы показателей – система измерения эффективности организации, предложенная Р.Капланом и Д.Нортоном и сводящая воедино финансовые и важные нематериальные показатели,
• управление по целям – идея П.Друкера, заключающаяся в делении корпоративных целей на отдельные задачи и поручение их конкретным менеджерам,
• теория человеческого капитала – теория Т.Шульца утверждавшая, что именно работники, их способности, энергия, творчество, надежность являются капиталом, генерирующим прибыль,
• теория шесть сигм – идея Б.Смита и М.Харри в области повышения качества товаров и услуг, позволяющая существенно снизить количество дефектов на важнейших этапах производства.