Философия, стратегия и тактика профессионального обучения

    Профессиональное обучение – это систематическое изменение трудового поведения сотрудников организации через формирование новых навыков, которое происходит в результате получения образования, инструктажей на рабочем месте и получения практического опыта.
Основной целью профессионального обучения в организации является увеличение стоимости ее ключевого ресурса – работников, которых она нанимает. Профессиональное обучение – это своеобразные инвестиции организации в своих работников, позволяющие развить их навыки и компетенции и, в конечном итоге, существенно улучшить результаты деятельности самой организации.
Профессиональное обучение может проводиться как вне рабочего места работника, так и непосредственно на его рабочем месте. Обучение кадров вне рабочего места обладает рядом преимуществ, связанных с тем, что работник в сжатые сроки получает требуемую квалифицированную подготовку и, зачастую, привносит в организацию полученные в учебных центрах новые идеи и интересные предложения.
Философия профессионального обучения указывает на то, какое значение организация придает обучению. Организации с негативной философией совсем не занимаются обучением, полагая, что работник сможет самостоятельно обучиться, наблюдая за работой более опытного коллеги. Квалифицированных специалистов такие организации «перекупают» в компаниях, делающих реальные инвестиции в своих работников.
Организации с нейтральной философией на словах поддерживают идею профессионального обучения и даже в благоприятные периоды своей деятельности выделяют на это небольшие средства, но в плохие – первым делом сокращают бюджет на обучение персонала.
Организации с позитивной философией в полной мере осознают значение профессионального обучения для их будущего роста и процветания, для получения реальных конкурентных преимуществ. Они уверены, что те материальные и нематериальные выгоды, которые они получат от квалифицированной профессиональной подготовки своих сотрудников, значительно превысят понесенные ими затраты.
Стратегия профессионального обучения имеет долгосрочный характер и зависит от того, какими навыками, знаниями и компетенциями и в какой степени должны владеть работники компании, чтобы успешно реализовать общую стратегию организации. Профессиональное обучение должно быть спланировано таким образом, чтобы подготовить сотрудников для выполнения работы в будущем – на новом оборудовании и по новым технологиям.
Тактика обучения говорит о том, что профессиональное обучение должно быть систематическим и планомерным. Вначале, при помощи анализа сложившегося в организации положения в вопросах подготовки кадров, определяются потребности в обучении. То есть, определяется то — кого, чему, когда и как учить. Затем определяется способ обучения – на рабочем месте или вне него. В случае обучения на рабочем месте составляются учебные программы, готовятся инструктора-преподаватели из числа наиболее опытных сотрудников, предлагается способ их мотивации, создаются учебные группы, составляется расписание занятий и проводится обучение. После этого проводится оценка обучения, вносятся корректировки в систему обучения на рабочем месте и процедура повторяется на более качественной основе.
В случае обучения вне рабочего места подбираются соответствующие учебные заведения, заключаются договора обучения, происходит предварительная оплата и в установленные сроки проводится обучение. Результаты обучения оцениваются, и далее принимается решение о том, продолжить ли деловые отношения с данной обучающей организацией или рассмотреть другое учебное заведение.