Новые правила расчета пособия по временной нетрудоспособности

  Федеральным законом от 08.12.2010 N 343-ФЗ (далее — Закон N 343-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон N 255-ФЗ). Закон N 343-ФЗ, вступивший в силу с 1 января 2011 г., изменил правила назначения, исчисления и выплаты пособий работникам организаций по временной нетрудоспособности.
Закон N 343-ФЗ предусматривает две большие группы изменений правил расчета пособия по временной нетрудоспособности.
Первая группа изменений заключается в том, что увеличилась продолжительность расчетного периода для исчисления пособия по временной нетрудоспособности и порядок его учета. Теперь вместо последних 12 календарных месяцев работы у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления события, этот период равен двум календарным годам, предшествующим году (не месяцу) наступления события, в том числе за время работы у другого страхователя (других страхователей). Например, если работник заболеет в марте 2011 г., то расчет пособия будет производиться исходя из соответствующих выплат, начисленных ему за период с 01.01.2009 по 31.12.2010.
В том случае, если в течение двух календарных лет, предшествующих году наступления страхового события был период, когда работник трудился у другого работодателя, то для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности ему необходимо предоставить, кроме листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией, еще и справку о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие.
Страхователь-работодатель теперь обязан выдавать застрахованному лицу справку о сумме заработка. Справка выдается:
а) в день прекращения работы. В справке указывается сумма заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы;
б) по письменному заявлению застрахованного лица после прекращения работы у данного страхователя не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления. В справке указывается сумма заработка за два календарных года, предшествующих году обращения за справкой о сумме заработка, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы.
Страхователи имеют право осуществлять проверку сведений о страхователе (страхователях), выдавшем (выдавших) застрахованному лицу справку (справки) о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений для исчисления пособий по временной нетрудоспособности. Для этого направляется запрос в территориальный орган страховщика.
Согласно новой ст. 15.1 Закона N 255-ФЗ ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий, несут физические и юридические лица, выдавшие эти документы. В случае если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий, то виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Средний заработок, исходя из которого исчисляются пособие, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Законом N 212-ФЗ на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ. В 2010г. она составляла 415 000 руб., а в 2011 г. — 463 000 руб. (установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 N 933). Что касается 2009 года, когда еще не действовал Закон о страховых взносах, то согласно ст. 2 Закона № 343-ФЗ в 2009 году следует применять тот же предел, что и в 2010 году, то есть 415 000 руб. При этом учитываются все выплаты, произведенные в 2009 году, которые включались бы в базу, облагаемую страховыми взносами, если бы Закон о страховых взносах действовал уже тогда. В случае если назначение и выплата застрахованному лицу пособия осуществляется несколькими страхователями, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособие по временной нетрудоспособности, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей указанную предельную величину, при исчислении пособий каждым из этих страхователей.
В общем случае средний дневной заработок для расчета пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на 730.
Если в расчетном периоде либо в одном из годов расчетного периода работник находился в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, то соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению работника могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
Если работник в расчетном периоде не имел заработка, то средний заработок принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Если работник на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), то средний заработок определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.
В целом это нововведение, безусловно, приведет к уменьшению размера пособия по временной нетрудоспособности, поскольку теперь для его расчета заработная плата, начисленная в расчетном периоде, будет делиться не на количество календарных дней, приходящихся на отработанные дни в расчетном периоде, а на общее количество календарных дней в этом периоде (730). Уменьшение пособия также возможно из-за сложности получения справки о среднем заработке от предыдущих работодателей. Сыграет свою роль в уменьшении пособия и инфляционная составляющая.
Вторая группа изменений заключается в том, что работодатели теперь будут оплачивать за свой счет не два, как ранее, а первые три дня временной нетрудоспособности. Остальной период, начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности, оплата пособия будет производится за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации. Это нововведение заметно ухудшает положение работодателя, которому предстоит оплачивать пособие по временной нетрудоспособности работнику с учетом среднего заработка у всех его работодателей в расчетном периоде. А поскольку работники стараются не задерживаться на больничном, и средняя продолжительность больничного находится в рамках одной недели, то основная тяжесть оплаты пособий по временной нетрудоспособности ложится на плечи работодателя.