Классификация организационных культур Куинна

   Американский исследователь Роберт Куинн в 1996 году, обратив внимание на существование множества классификаций и типологий организационных культур, предложил графическую модель «конкурирующих ценностей», которая позволила бы систематизировать и структурировать в рамках двух главных полярных стержневых ценностей существующие типы культур.
Первые полярные стержневые ценности (вертикальная ось координат) – гибкость, дискретность, динамизм на одном полюсе; порядок, контроль – на другом.
Вторые полярные стержневые ценности (горизонтальная ось координат) – внутренняя ориентация, интеграция, единство на одном полюсе; внешняя ориентация, дифференциация, соперничество – на другом.
В результате, на пересечении двух осей координат выделяются четыре основных типа организационных культур:
иерархическая культура (бюрократия) – (нижний левый квадрант модели — с одной стороны это порядок и контроль, с другой — внутренняя ориентация, интеграция, единство). Иерархическая культура – культура, фокусирующая свое внимание на внутреннем аспекте деятельности в сочетании с требуемой стабильностью. Это формализованная и жестко структурированная организация. Работа членов организации построена в соответствии с установленными политиками, процедурами и правилами. Лидеры – хорошие организаторы и координаторы. Для организации важно поддерживать плавный и стабильный ход работы.
рыночная культура – (нижний правый квадрант модели — с одной стороны это порядок и контроль, с другой — внешняя ориентация, дифференциация, соперничество). Рыночная культура – культура, фокусирующая свое внимание на внешнем аспекте деятельности в сочетании с требуемой стабильностью. Главные установки – прибыльность, выручка, низкая себестоимость продукции; стремление к конкурентоспособности и производительности. Лидеры – твердые и требовательные руководители, нацеленные на реализацию агрессивных стратегий и достижение амбициозных целей.
адхократическая (проектная) культура – (верхний правый квадрант модели – с одной стороны это гибкость, дискретность, динамизм, с другой — внешняя ориентация, дифференциация, соперничество). Адхократическая культура (от лат. ad hoc – применительно к случаю) культура, фокусирующая свое внимание на внешнем аспекте деятельности в сочетании с высокой гибкостью и индивидуальном подходе к членам организации. Такая компания – это специализированная, динамичная организация, зачастую созданная под выполнение конкретной задачи или проекта. Это динамичное и творческое место работы. Лидер подобной организации – человек, умеющий предвидеть, готов рисковать и восприимчив к инновациям.
клановая культура — (верхний левый квадрант модели – с одной стороны это гибкость, дискретность, динамизм, с другой — внутренняя ориентация, интеграция, единство). Клановая культура – культура, фокусирующая внимание на внутреннем аспекте в сочетании с высокой гибкостью и заботой о людях. Это компания семейного типа, для которой характерно соучастие, взаимопомощь, сплоченность, преданность фирме. В организации большое значение придают ритуалам и традициям, а также способствуют развитию благоприятного морально-психологического климата.