Классификация организационных культур, учитывающая психологические особенности руководителей организаций

   Организационные культуры с точки зрения учета психологических особенностей руководителей организаций, изучили исследователи М.Кета де Вире и Д.Миллер, предложив при этом свою классификацию культур, основанную на определенной схожести поведения топ-менеджеров и организации в целом. При этом выявлено, что в отдельных ситуациях не личность руководителя влияет на организационную культуру, а наоборот. Положение дел в компании может заставить руководителя стать нервным или депрессивным.
С точки зрения учета психологических особенностей руководителей организаций, различают следующие типы организационных культур:
драматическая организационная культура – культура, в основе которой лежит склонность руководителя к излишней драматизации. Руководитель такого типа постоянно находится в возбужденном состоянии, он импульсивен, навязчив, требует к себе повышенного внимания и работает на публику. Власть в таких компаниях сосредоточена в руках высшего руководства. Члены драматической организации склонны к зависимости, предпочитают, чтобы ими управляли, не замечают слабостей начальства. В драматических культурах процветает индивидуализм, нестабильные отношения, хаос.
самодостаточная организационная культура – культура, при которой во главу угла ставится независимость, индивидуальная инициатива, личные достижения членов организации,
параноидная организационная культура – культура, которая инициирована избыточной недоверчивостью и подозрительностью руководителя организации. Такой руководитель ведет себя скрытно, своих подчиненных он считает ленивыми, некомпетентными, стремящимися занять его должность. В организации вводятся дополнительные методы контроля и различные системы слежения. Соответственно, при параноидной культуре вся организация пронизана страхом и недоверием, что ведет к закрытости и пассивности персонала и, в конечном счете, к снижению эффективности организации.
организационная культура, основанная на доверии – культура, характеризующаяся взаимным доверием, справедливостью и открытостью,
депрессивная организационная культура – культура, при которой руководитель организации испытывает склонность к депрессии и, соответственно, к беспомощности и зависимости от других. Такие организации отличаются широким привлечением экспертов и консультантов. Депрессивная культура стремится избежать любых изменений, члены организации ориентированы на поддержание существующих позиций фирмы и соблюдение жестко установленных внутренних политик, процедур и правил.
инновационная организационная культура – культура, нацеливающая членов организации на проведение реформ, на развитие. Высшее руководство организации ценит инициативу и логическое мышление сотрудников.
бюрократическая организационная культура – культура, основанная на стремлении руководителя использовать принуждение в управлении людьми. Решающая роль в такой культуре принадлежит иерархии, формальным отношениям, детальному планированию, действиям по схеме, тотальному контролю, статусам.
креативная организационная культура – культура, ориентирующая членов организации на творческую работу и самодисциплину, а не на правила и предписания. В креативной организации поощряется плюрализм, ее сотрудники хорошо информированы, им широко делегируются полномочия и ответственность.