Законы экономической психологии

   Экономическая психология изучает влияние психологии людей на их экономическое поведение. Интересы, потребности, мотивы, устремления людей сказывается на отношениях между ними в процессе производства, распределения, обмена и потребления. По мере развития экономики неизбежно возрастает роль человеческого фактора, то есть психология все глубже проникает в экономику и влияет на характер протекания экономических процессов, на их направленность и результаты.
Экономическая психология опирается на ряд всеобщих закономерностей, включающих в себя как объективные, так и субъективные начала. Изучение и знание этих закономерностей или законов необходимо для разработки и сопровождения практических систем мотивации труда.
Закон возвышения потребностей и желаний.
Количество и качество товаров и услуг, в которых испытывают потребности люди, непрерывно увеличиваются, при этом, скорее в геометрической, чем арифметической прогрессии. Это подтверждаемая многолетней историей человечества тенденция заслуживает особого внимания и может быть названа законом возвышения потребностей.
Закон Энгеля
Количество и виды приобретаемых человеком товаров и услуг существенно зависят от размера его денежных доходов. Прусский статистик Эрнест Энгель еще в XIX веке обнаружил естественную закономерность, согласно которой по мере увеличения доходов структура потребления смещается в сторону дорогих товаров.
Закон Кейнса
Известный английский экономист Джон Мейнард Кейнс исследовал зависимость между величиной денежного дохода и его распределением на потребление и сбережение. В результате исследований ученый выявил закономерность, которая состоит в том, что безусловным приоритетом при выборе способа распределения для человека являются нужды потребления, и только затем – нужды сбережения. Мотивацией потребления служит удовлетворение первейших жизненных потребностей и только затем на первое место выходят мотивы сбережений (приобретение предметов длительного пользования, жилье, обеспечение существования в старости и др.). Чем больше величина располагаемого дохода, тем выше его часть, помещаемая в сбережения, в то же время при невысоких доходах существует тенденция не откладывать деньги, а наоборот, брать их в кредит.
Закон Торндайка
Эдвард Ли Торндайк – знаменитый американский психолог, изучая экономическое поведение человека в процессе его трудовой деятельности, обратил внимание на одну особенность этого поведения. Если стимул (например, размер должностного оклада) в течение времени неизменен, то происходит постепенное ослабление его действия на трудовое поведение человека. Таким образом, уровень положительной реакции на длительно действующий неизменный стимул имеет свойство понижаться. Учитывая это, для получения желаемой реакции на не изменяющийся стимул необходимо применять подкрепление стимула (например, премия или предоставление санаторной путевки).
Закон оптимальности
Выбор оптимального решения в экономике, безусловно, имеет и психологический аспект, поскольку решения принимает конкретный человек, имеющий конкретные интересы и потребности.
Поведение человека основывается на необходимости удовлетворять свои потребности и интересы, и всегда в любой ситуации является для него оптимальным; поступки человека всегда направлены на получение им наибольшей выгоды во всех отношениях – как в моральном, так и материальном плане.
Закон Йеркса-Додсона
Этот закон определяет зависимость эффективности трудовой деятельности человека от уровня стоящих перед человеком задач, от уровня его возбуждения, от стремления достичь намеченной цели.
Для достижения максимального результата деятельности необходим не максимальный, а оптимальный уровень активизации. Это связано с тем что линейная зависимость результатов деятельности от интенсивности желания выполнять работу имеет место только до определенного уровня возбуждения, так как человеческие возможности ограничены. Дальнейший рост уровня активизации и стремления повысить эффективность деятельности не только не ведет к улучшению результатов, но даже снижает степень достижения поставленной цели.