Социально-когнитивная теория

   Основоположником социально-когнитивной (от англ. cognitive – познавательный) теории психологии личности и мотивации являются Альберт Бандура – профессор Стэнфордского университета США. Эта теория интересна для практики мотивации глубоким анализом как поведения человека в целом, так и поведения работника в процессе его трудовой деятельности.

Исходным посылом теории явилась мысль о том, что люди не управляются исключительно внутренними интрапсихическими силами и не реагируют исключительно на окружение. Причины функционирования человека нужно искать в рамках непрерывного взаимодействия поведения, познавательной сферы и окружения. Такой подход к анализу причин поведения называется взаимным детерминизмом и подразумевает, что факторы предрасположенности и ситуационные факторы являются взаимозависимыми причинами поведения.
Люди могут изменять свое поведение не только на основании внешнего подкрепления, а и на основании своего предыдущего опыта, или на основании опыта других людей. Человек, наблюдая действия других людей, моделирует их. Моделирование может регулироваться четырьмя типами процессов:
• процессы внимания – человек следит за поведением модели и точно воспринимает это поведение,
• процессы сохранения – человек помнит поведение модели, наблюдаемое ранее,
• моторно-репродуктивные процессы – человек переводит закодированные в символах воспоминания о поведении модели в новую форму своего поведения,
• мотивационные процессы – в случае присутствия потенциального подкрепления человек совершает моделируемое поведение.
Хотя внешнее подкрепление часто способствует научению, оно совсем не является обязательным для него. Чаще всего подкрепление выполняет две более сложные функции – информативную и побудительную. Если подкрепление, следующее за реакцией, позволит человеку сформировать гипотезу о том, что такое правильная реакция, значит, реализуется информативная функция подкрепления. Если подкрепление, позволит человека осознать, что нужно сделать для достижения поставленных им целей, значит, реализуется побудительная функция подкрепления.
Косвенное подкрепление позволяет человеку экономить энергию и учиться на ошибках и успехах других людей. Косвенное позитивное подкрепление побуждает человека вести себя так, как наблюдаемые модели, получившие положительный стимул. При косвенном наказании, наблюдаемые аверсивные (негативные) последствия снижают тенденцию вести себя подобным образом.
Еще одной важной чертой социально-когнитивной теории является важная роль, которую она отводит уникальной способности человека к саморегуляции. Не только наблюдая поведение других людей, но и прогнозируя последствия своих собственных действий, человек способен оказывать влияние на свое поведение. Многие поступки людей регулируются самоналагаемыми подкреплениями. Самоподкрепление имеет место всякий раз, когда человек устанавливает для себя планку достижений и поощряет либо наказывает себя за ее достижение, превышение или неудачу.
Саморегулируемые побуждения усиливают поведение через мотивационную функцию. То есть, в результате самоудовлетворения от достижения определенных целей, у человека появляется мотив прилагать все больше усилий, необходимых для достижения желаемого поведения.
Широкий спектр поведения человека регулируется с помощью реакций самооценки, выражаемых как в форме удовлетворенности собой, гордости своими успехами, так и неудовлетворенности собой и самокритики. Негативная самооценка ведет к наказывающему типу реагирования путем следующей последовательности: проступок — внутренний дискомфорт – наказание – облегчение.
Важной концепцией социально-когнитивной теории является концепция самоэффективности, которая относится к умению людей осознавать свои способности выстраивать поведение, соответствующее специфической задаче или ситуации. Люди, осознающие свою самоэффективность, прилагают больше усилий для выполнения сложных дел, чем люди, испытывающие сомнения в своих возможностях. В свою очередь, высокая самоэффективность, связанная с ожиданиями успеха обычно ведет к хорошему результату и, таким образом, способствует самоуважению. Напротив, низкая самоэффективность, связанная с ожиданием провала, обычно приводит к неудаче и таким образом снижает самоуважение.
Приобретение самоэффективности может происходить любым из следующих четырех путей или в любой их комбинации:
Выстраивание поведения на основании прошлого опыта успеха и неудач. Успешный личный опыт порождает высокие ожидания, а предыдущие неудачи порождают низкие ожидания.
Косвенный опыт. Наблюдение за другими людьми, успешно выстраивающими поведение, может вселить в человека надежду на самоэффективность и уверенность, что с подобной деятельностью вполне можно справиться.
• Вербальное убеждение. Эффективность может быть достигнута или изменена через убеждение человека другим человеком в том, что он обладает способностями, необходимыми для достижения цели.
Эмоциональный подъем. Поскольку люди сверяют уровень эффективности с уровнем эмоционального напряжения перед лицом стрессовых ситуаций, любой способ, понижающий возбуждение, повысит прогноз эффективности.
Таким образом, руководители и специалисты, практикующие в области мотивации труда, изучив опыт социально-когнитивной теории мотивации, могут использовать следующие мотивационные инструменты и приемы:
• работники с высокой долей вероятности среагируют улучшением своего трудового поведения на адекватное стимулирование их коллег руководством организации за хорошую работу,
• взвешенная система стимулирования труда в компании способствует возникновению у работников долгосрочных устойчивых мотивов к созидательному труду,
• необходимо стимулировать стремление работников к росту их самоэффективности.