Потребность как психологическое явление, побуждающее человека к активности

  Потребность является необходимым звеном в процессе самосохранения и развития организма и личности. Возникновение потребности личности является механизмом, запускающим активность человека на поиск и достижение цели, которая может удовлетворить эту потребность.
Понятие потребности в психологии тесно связывают с такими понятиями как нужда и как потребностное состояние.
Нужда – это дефицит, нехватка чего-либо в организме. В широком плане нужда воспринимается как нужность, желанность чего-либо, в том числе и чего-то дефицитного. Однако прямой аналогией потребность с нуждой не является вследствие того, что нужда организма отражает объективное состояние, а потребность личности связана с осознанием и пониманием нужды, то есть имеет субъективную сторону.
Различают понятия «потребность организма» и «потребность личности». Не всякая потребность или нужда организма осознается человеком и превращается в потребность личности (например, нужда в витаминах). Потребность личности – это не просто осознание нужды в виде ощущения, это чаще всего трансформированная в переживание и желание нужда. Человек испытывает нужду не в белках, жирах и углеводах, а в приготовленной определенным способом пище, не в кислороде, а в глотке воздуха и т.д.
Потребностное состояние или внутреннее напряжение отражает возникновение нужды и служит сигналом для человека о необходимости удовлетворения возникшего желания. Это состояние является реакцией организма и личности на воздействия внешней и внутренней среды, приобретающие для человека личную значимость.
Потребностное состояние связано:
• с возбуждением определенных чувствительных центров, реагирующих на воздействие того или иного раздражителя,
• с возбуждением центров эмоций – например удоволствия или неудовольствия,
• с возбуждением, равно как и напряжением, отражающим возникновение временного доминантного очага и требующего своего разрешения.
Если потребность долго не удовлетворяется, то напряжение может перерастать в психическую напряженность.
Кроме активных потребностей, побуждающих личность к каким-либо активным действиям, существуют и пассивные потребности, недейственные в обычном понимании, например желание, чтобы выиграла любимая футбольная команда. Человек не предпринимает никаких шагов, потому что от него в данной ситуации ничего не зависит. Но пассивные потребности тоже вызывают психическую активность человека (переживания, размышления).
С годами у человека помимо фундаментальных или первичных потребностей формируются определенные вторичные или приобретенные потребности. Вторичные потребности базируются на первичных потребностях, они их не подменяют, а вместе с ними побуждают активность человека. Например, первичная потребность в эмоциональной разрядке ведет к вторичной потребности в посещении кино или хоккейного матча.
Кроме деления потребностей на активные и пассивные, первичные и вторичные существует классификация потребностей, дифференцирующая потребности личности на материальные, духовные и социальные.
Материальные потребности (потребность в пище, одежде, жилище) являются основными, они лежат в основе жизнедеятельности человека. Вся история борьбы людей с природой была, прежде всего, борьбой за удовлетворение материальных потребностей. Духовные потребности (потребность в познании окружающей среды, потребность в творчестве и т.д.) и социальные потребности (потребность в общении, в труде, в признании другими людьми и т.д.) отражают общественную природу человека, его социализацию.
Образование потребности представляет собой процесс, состоящий из трех стадий: стадии формирования потребности, стадии неосознаваемой нужды, стадии осознания потребности.
Потребности характеризуются модальностью (в чем именно возникает нужда), силой (степенью потребностного напряжения), а также остротой переживания человеком неудовлетворенной или не до конца удовлетворенной потребности.
По временной характеристике потребности делятся на кратковременные, устойчивые и периодически возникающие.
Потребности в большой степени зависят от пола, возраста, темперамента, профессии и других характеристик конкретного индивидуума. Так, например, потребности мужчины и женщины, подростка и пожилого человека существенно отличаются друг от друга.