Бихевиоральная теория

   Исследования выдающегося американского ученого – психолога, профессора Гарвардского университета Беррреса Скиннера в области поведения человека положили основу научающе — бихевиорального направления в теории личности, которое затем во всем мире стали применять и в целях практической мотивации трудового поведения.
Личность, с точки зрения научения, — это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Бихевиоральное (от англ. behaviour – поведение) направление занимается доступными непосредственному наблюдению действиями человека, как производными от его жизненного опыта. Теоретики бихевиорального направления не считают нужным задумываться над психическими структурами и процессами, скрытыми внутри человека, они рассматривают внешнее окружение как ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а отнюдь не внутренние психические явления, формируют трудовое поведение работника. Поведение работника в процессе его трудовой деятельности в высшей степени детерминировано и предсказуемо.
Основой бихевиоральной теории является изучение оперантного (от лат. оperatio – действие) поведения, вызываемого оперантным научением. Оперантное поведение определяется событиями, которые следуют за реакцией. То есть за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем. Если последствия благоприятны для организма, то есть они подкрепляются, то поведение, порождающее такие последствия, усиливается. В свою очередь негативные последствия ослабляют поведение, порождающее их, и усиливает поведение, устраняющее эти последствия.
Подкрепление – ключевая концепция системы Скиннера. Оперантное научение состоит в том, что подкрепленное поведение стремится повториться, а поведение неподкрепленное или наказуемое имеет тенденцию не повторяться или подавляться. Скорость, с которой оперантное поведение приобретается и сохраняется, зависит от режима применяемого подкрепления. Режим подкрепления – правило, устанавливающее вероятность, с которой подкрепление будет происходить. Самым простым правилом является предъявление подкрепления каждый раз, когда субъект дает желаемую реакцию. Это называется режимом непрерывного подкрепления и обычно используется на начальном этапе любого оперантного научения, когда организм учится производить правильную реакцию.
Возможны различные режимы подкрепления, но с точки зрения мотивации труда наиболее интересны два основных режима подкрепления:
• режим пропорционального подкрепления. В этом режиме организм подкрепляется по наличию заранее определенного или «постоянного» числа соответствующих реакций. Этот режим является всеобщим в повседневной жизни и ему принадлежит значительная роль в контроле над поведением. Система сдельной оплаты труда основана на режиме пропорционального подкрепления.
• режим временного подкрепления. В этом режиме организм подкрепляется по истечению твердо установленного временного интервала с момента предыдущего подкрепления. Режим временного подкрепления используется при повременной системе оплаты труда.
Кроме режимов подкрепления различают два типа подкрепления – первичное и вторичное. Первичное подкрепление – это любое событие или объект, сами по себе обладающие подкрепляющими свойствами. Первичными подкрепляющими стимулами для людей являются, например, пища или физический комфорт. Их ценностное значение для организма не зависит от научения. Вторичное, или условное подкрепление, с другой стороны, — это любое событие или объект, которые приобретают свойство осуществлять подкрепление посредством тесной ассоциации с первичным подкреплением, обусловленным прошлым опытом организма. Примерами общих вторичных подкрепляющих стимулов у людей являются деньги, внимание или привязанности.
Характерным для условного подкрепления является то, что оно генерализуется (т.е. усиливается и распространяет свое влияние на другие реакции), если объединяется с более чем одним первичным подкреплением. Деньги – особенно показательный пример. Очевидно, что деньги не могут удовлетворить какое-либо из наших первичных влечений. Но благодаря системе обмена деньги являются мощным фактором для получения множества удовольствий. Например, деньги позволяют нам иметь модную одежду, престижные машины, медицинскую помощь или образование. Иные виды генерализованных условных подкрепляющих стимулов – это лесть, похвала, привязанности, подчинение себе других, социальное одобрение. Это так называемые социальные подкрепляющие стимулы. Действуют они очень сложно и едва уловимо, но они очень существенны для мотивации человека.
С точки зрения Скиннера, в основном поведение человека контролируется аверсивными (неприятными) стимулами. Два наиболее типичных метода аверсивного контроля – это наказание и негативное подкрепление.
Термин наказание относится к любому аверсивному стимулу или явлению, которое следует или которое зависит от появления какой-то оперантной реакции. Предполагаемая цель наказания – побудить людей не вести себя данным образом. Наказание может быть осуществлено двумя различными способами, которые называются позитивным и негативным наказаниями. Позитивное наказание встречается всякий раз, когда поведение ведет к аверсивному исходу. Если работник допускает прогулы, ему объявляют дисциплинарное взыскание и могут уволить с работы, то есть предъявляют аверсивный стимул. Негативное же наказание встречается всякий раз, когда за поведением следует устранение (возможного) позитивного подкрепляющего стимула. Скажем, тот же работник, который имеет прогул, может быть лишен очередной текущей премии.
В отличие от наказания, негативное подкрепление – это процесс, в котором организм ограничивает аверсивный стимул или избегает его. Любое поведение, которое препятствует аверсивному положению дел, таким образом, чаще повторяется и является негативно подкрепленным. Негативное подкрепление заключается в устранении неприятного стимула после получения желательной реакции. Дисциплинарное взыскание работнику может быть отменено после того, как он улучшил свое трудовое поведение.
Теоретики бихевиоризма не считают методы аверсивного контроля оптимальными. Причина состоит в том, что из-за своей угрожающей природы тактика наказания нежелательного поведения очень часто вызывает отрицательные эмоциональные и социальные побочные эффекты. Угроза, внушаемая аверсивным контролем, может также подтолкнуть людей к моделям поведения даже более спорным, чем те за которые их первоначально наказывали. Водитель, оштрафованный за превышение скорости, может заплатить сотруднику ГИБДД и продолжать свободно превышать скорость, когда поблизости нет патруля с радаром. Работник, лишенный премии за невыполнение плановых показателей, посчитав это решение необъективным может начать работать еще хуже, при этом, не давая видимых поводов для его нового депремирования.
Вместо аверсивного контроля поведения Скиннер активно рекомендовал позитивное подкрепление, как наиболее действенный метод для устранения нежелательного поведения. Он доказывал, что, поскольку позитивные подкрепляющие стимулы не дают негативных побочных явлений, связанных с аверсивными стимулам, они более пригодны для формирования поведения человека. Поощрение желательного трудового поведения работника более эффективно, чем наказание нежелательного.
Таким образом, бихевиоральная теория мотивации позволяет сделать очень важные практические выводы:
• поведение работника в процессе труда в первую очередь определяется не его внутренним миром, а факторами окружения, то есть тем влиянием, которое на него оказывает руководитель, коллектив, корпоративная культура, принятые в организации системы мотивации,
• правильное поведение работника требует подкрепления,
• наиболее эффективным является позитивное подкрепление, то есть поощрение работника за хорошо выполняемую работу (выплата увеличенной премии, повышение оклада, повышение в должности),
• применяемые в отношении работника положительные и аверсивные стимулы, взаимодействуя, могут оказывать на его мотивацию генерализующий эффект, то есть усиливаться или ослабляться, а также распространять свое влияние на иные реакции человека, не предполагавшиеся к мотивации.