Теория социального научения Роттера

   Джулиан Роттер — профессор Коннектикутского университета США в начале 1950-х годов предложил теорию, объясняющую поведение человека в контексте социальных ситуаций. Его теория социального научения – это попытка объяснить, как научаются поведению путем взаимодействия с другими людьми и элементами окружения.
В центре внимания теории социального научения Роттера лежит прогноз поведения человека в сложных ситуациях. Он полагал, что для этого нужно тщательно анализировать взаимодействие ряда переменных: потенциала поведения, ожидания и ценности подкрепления.
Ключ к предсказанию того, что человек будет делать в данной ситуации, лежит в понимании потенциала поведения, то есть в вероятности данного поведения.
Ожидание относится к субъективной вероятности того, что определенное подкрепление будет иметь место в результате специфического поведения. Если люди в прошлом за определенное поведение в данной ситуации получали позитивное подкрепление, они чаще всего повторяют это поведение. Роттер делает различие между теми ожиданиями, которые специфичны только для одной ситуации, и теми, которые являются наиболее общими или применимы к ряду ситуаций. Первые называются специфическими ожиданиями, последние – генерализованными ожиданиями.
Ценность подкрепления – это степень, с которой люди при равной вероятности получения предпочитают одно подкрепление другому. Как и ожидания, ценность различных подкреплений основана на предыдущем опыте людей. Ценность подкреплений определенной деятельности может меняться от ситуации к ситуации с течением времени.
Для того, чтобы предсказать потенциал данного поведения в специфической ситуации, Роттер предлагает следующую формулу:

Потенциал поведения = ожидание + ценность подкрепления

Для определения вероятности поведения в некой ситуации необходимо использовать переменные ожидания и ценности подкрепления.
Роттер рассматривает людей как целенаправленных индивидуумов, которые стремятся максимизировать поощрение и минимизировать либо избежать наказания. Он утверждает, что цели определяют поведение человека в поисках удовлетворения основных потребностей. Осознание целей и потребностей человека предусматривает более генерализованный прогноз поведения, чем прогноз, определенный через ожидание и ценность подкрепления.
Потребности в трактовке Роттера – это набор различных типов поведения, которые схожим образом приобретают те же наборы подкреплений.
Он предложил следующие шесть категорий потребностей, применимых к прогнозу поведения человека:
• статус признания – потребность чувствовать себя компетентным в широком спектре областей человеческой деятельности,
• защищенность – потребность в помощи в защите от неприятностей и в достижении целей,
• доминирование – потребность влиять на жизнь других людей,
• независимость – потребность в принятии самостоятельных решений,
• любовь и привязанность – потребность в принятии и любви других людей,
• физический комфорт – потребность в физической безопасности, хорошем здоровье, свободе от боли.
Роттер предполагает, что каждая категория потребностей состоит из трех основных компонентов:
• потенциал потребности – вероятность того, что данное поведение приведет к удовлетворению определенной категории потребностей,
• ценность потребности – средняя ценность набора подкреплений,
• свобода деятельности и минимальная цель – ожидание человека, что определенное поведение приведет к подкреплениям, связанным с одной из шести категорий потребностей; уровень минимальной цели относится к низшей точке, в которой подкрепление продолжает восприниматься человеком позитивно.
Обобщенная формула Роттера прогноза поведения человека в повседневных ситуациях:

Потенциал потребности = свобода деятельности + ценность потребности

Это уравнение показывает, что два отдельных фактора определяют потенциал выстраивания поведения, направленного на удовлетворение определенных нужд. Первый фактор – свобода деятельности человека или общее ожидание, что данное поведение приведет к удовлетворению потребности. Второй фактор – ценность, которую человек придает потребности, связанной с ожиданием или достижением каких-то целей. Роттеровская общая формула прогноза означает, что человек склонен стремиться к целям, достижение которых будет подкреплено, и ожидаемые подкрепления будут иметь высокую ценность. По мнению Роттера, при условии, что нам известны эти факты, возможен точный прогноз в отношении того, как будет вести себя человек.
Большая часть исследований, которые были проведены в соответствии с теорией Роттера, сосредотачивались на личностной переменной, называемой локус контроля. Являясь стержнем теории социального научения, локус контроля представляет собой обобщенное ожидание того, в какой степени люди контролируют подкрепления в своей жизни. Различают экстернальный и интернальный локусы контроля. Люди с экстернальным локусом контроля полагают, что их успехи и неудачи регулируются внешними факторами, такими как судьба, удача, счастливый случай, влиятельные люди и непредсказуемые силы окружения. «Экстерналы» верят в то, что они заложники судьбы. Напротив, люди с интернальным локусом контроля верят в то, что удачи и неудачи определяются их собственными действиями и способностями. «Интерналы» поэтому чувствуют, что они в большей степени влияют на подкрепления, чем люди с экстернальной ориентацией локуса контроля.
В действительности, какие – то люди очень экстернальны, какие-то очень интернальны, а большинство находится между двумя экстремумами. Роттер разработал метод определения локуса контроля у конкретного человека, так называемую шкалу И-Э, состоящую из 23 пар утверждений. Были проведены многочисленные исследования поведения «экстерналов» и «интерналов» в различных ситуациях и при решении различных задач. Так, например, «экстерналы» намного сильнее подвержены социальному воздействию, чем «интерналы». «Интерналы» не только сопротивляются постороннему воздействию, но также, когда имеется возможность, стараются контролировать поведение других людей.