Финансовая структура организации

   Финансовая структура организации – это результат структурирования предприятия по признаку финансовой ответственности его структурных подразделений. Финансовая структура составляется на базе действующей в организации организационной структуры. Ее элементами являются различного типа центры финансовой ответственности (ЦФО).
Центры финансовой ответственности – это структурные подразделения организации или отдельные должностные лица, осуществляющие определенный набор хозяйственных операций и способные оказывать непосредственное воздействие на те или иные показатели этих операций.
В зависимости от того, что именно с финансовой точки зрения привносит организации тот или иной центр и за что именно он отвечает, выделяются четыре основных типа ЦФО:
• центр возникновения затрат (ЦВЗ),
• центр возникновения доходов (ЦВД),
• центр возникновения прибыли (ЦВП),
• центр инвестиций (ЦИ).
Центры возникновения затрат — это структурные подразделения организации или конкретные ответственные лица, осуществляющие непосредственный контроль отдельных видов затрат и таким образом влияющие на размер затрат организации. Как правило, ЦВЗ для выполнения своих функциональных обязанностей сами потребляют различные ресурсы. Такие центры возникновения затрат являются одновременно и центрами совершения затрат. Вместе с тем достаточно распространена практика, когда ЦВЗ выполняют чисто контролирующие функции и не совмещены с центрами совершения затрат. Это характерно для управляющих подразделений крупных компаний.
Центры возникновения затрат должны иметь возможность организовать нормирование, планирование и учет затрат на производство. Примерами ЦВЗ являются различные производственные подразделения, функциональные службы.
В качестве целевой установки для центров возникновения затрат чаще всего применяют минимизацию расходов, но при этом обращают внимание на поддержание качества продукта на определенном уровне. Для оценки эффективности ЦВЗ ряд компаний применяют механизм внутрифирменного ценообразования, хотя это может привести к значительному росту итоговой цены на продукт.
Служба управления персоналом традиционно является центром возникновения затрат и, соответственно, задачей такого ЦВЗ является рациональное использование своего бюджета, максимизируя результативность персонала при минимизации затрат на его формирование, использование и развитие.
Центры возникновения доходов – это структурные подразделения организации или конкретные ответственные лица, осуществляющие определенный набор основных или обеспечивающих видов деятельности и тем самым непосредственно влияющие на доходы от данной деятельности. ЦВД функционально предназначены для получения дохода. Примерами таких центров являются пункты обслуживания клиентов, отделы сбыта, коммерческие центры, сеть агентов и т.д.
Естественно у ЦВД также есть свои затраты, но они существенно меньше общих затрат, связанных с производством и реализацией продукции, а также меньше получаемых доходов. В качестве критериев оценки работы центров возникновения доходов могут выступать такие показатели, как объем реализованной продукции, выручка от реализации, доля рынка, число клиентов, доля VIP – клиентов и т.д.
Центры возникновения прибыли несут ответственность за сумму полученной прибыли, то есть они контролируют как расходную, так и доходную стороны своей деятельности. Очевидно, что центром возникновения прибыли могут быть, или компания в целом, или ее отдельные самостоятельные территориальные дивизионы, поддерживающие весь цикл – от закупки сырья (в случае производственного предприятия) до реализации готовой продукции. Основным критерием оценки ЦВП является финансовый результат.
Центры инвестиций несут ответственность за эффективную реализацию инвестиционной политики компании. Основная задача центров инвестиций – исполнение инвестиционного проекта, т.е. возвращение организации ожидаемой прибыли в ожидаемые сроки. Центры инвестиций являются вершиной всей финансовой структуры.
В качестве критериев оценки работы центров инвестиций в зависимости от стратегии компании могут применяться показатели — рентабельность на инвестированный капитал (ROI), а также срок окупаемости.