Сущность трудовых отношений

   Термин трудовые отношения применяется для отражения взаимоотношений между работодателем и работником, возникающих на рабочем месте.
Сторонами трудовых отношений являются работодатели, работники и представители работников. Основа трудовых отношений – это работа, вознаграждение и карьера сотрудников, коммуникации в организации, стиль руководства, а также организационная культура.   Структура трудовых отношений зависит от структуры организации и реализуется на различных уровнях организации – между руководством и работниками в целом, между функциональными и линейными менеджерами и отдельными работниками, между топ-менеджерами и представителями работников. Кроме этого, структура трудовых отношений содержит официальные и неформальные аспекты. Официальными аспектами являются различные правила и процедуры, а неформальные аспекты включают в себя понимание, ожидания и предложения.
Началом трудовых отношений является тот момент, когда работник предоставляет свои знания, навыки и усилия конкретному работодателю в обмен на то, что работодатель гарантирует работнику определенную зарплату и набор определенных льгот. Эти отношения оформляются официальным трудовым договором. В обязательства работодателя входит выплата зарплаты работнику, предоставление безопасного рабочего места, необходимость вести себя честно по отношению к работнику и не совершать таких действий, которые могут подорвать доверие к трудовым отношениям. У работника также есть свои обязательства, среди которых: подчиняться работодателю, быть компетентным, добросовестным и проявлять лояльность.
Трудовые отношения также проявляются и в рамках психологического контракта, который подразумевает, что на начальном этапе трудовые отношения строятся исходя из уникальной комбинации мнений работника и его работодателя по поводу взаимных ожиданий. При этом достаточно часто возникает разочарование по поводу несбывшихся ожиданий, как со стороны руководства, так и со стороны работника. Психологический контракт порождает установки и эмоции, которые формируют и направляют как поведение работника, так и поведение работодателя. Психологический контракт не выражен прямо, кроме этого он динамичен: он развивается со временем по мере накопления опыта, изменений условий работы и переоценки работником своих ожиданий.
На сущность трудовых отношений сильно влияют все действия администрации прямо или косвенно связаны с персоналом. Особенно важно то, какими методами работают с людьми в таких сферах, как отбор персонала, организация рабочего времени, обучение и аттестация, оценка работы и вознаграждения, карьерный рост, дисциплинарные процедуры, сокращение штата. Для создания и развития позитивных трудовых отношений в организации менеджеры и специалисты по управлению человеческими ресурсами используют следующие приемы:
• разрабатывается и доводится до всех членов организации политика в области управления персоналом – правила приема на работу, развитие персонала и карьерный рост, вознаграждения и система льгот, дисциплинарные процедуры,
• при проведении собеседований в момент отбора новых работников им предоставляется полная и реалистичная информация, как о благоприятных, так и неблагоприятных сторонах данной работы,
• разрабатывается и применяется такая система вознаграждения, которая позволяет добиться справедливости, беспристрастности и последовательности во всех аспектах оплаты и предоставления льгот,
• поощряется максимальный контакт между руководителями и членами их команд для улучшения понимания ожиданий друг друга и выработки средств двусторонней коммуникации,
• применяется политика максимальной прозрачности по всем вопросам деятельности персонала в организации для того, чтобы работники отчетливо представляли, что происходит в организации и как это отразится на их занятости, развитии и перспективах.