ISO 9000

В 1987 году Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization – ISO) разработала и приняла семейство стандартов, которые нацелены на оказание помощи различным организациям во всем мире в деле решения задач сертификации их продукции и выхода на зарубежные рынки.
Предшественниками стандартов ISO 9000 были разработанные еще в 1950-х годах стандарты качества Министерства обороны США, которые в 1979 году расширил их и начал применять Британский институт стандартов. Затем Международная организация по стандартизации адаптировала британские стандарты и назвала их ISO 9000. В настоящее время свыше ста стран мира признают ISO 9000 как единые стандарты качества и активно используют их для формирования национальных стандартов в сфере менеджмента качества.
Стандарты ISO 9000 состоят из пяти основных частей, имеющих нумерацию с 9000 до 9004.
ISO 9000 и ISO 9004 являются общими руководствами по управлению качеством, а также, по применению стандартов гарантий качества и элементов системы качества в производственном процессе.
ISO 9001, ISO 9002 и ISO 9003 определяют конкретные требования к процессам в диапазоне от проектирования и разработки до фазы обслуживания продукции через фазы поставки, производства и установки.
Наиболее емким и сложным в реализации является стандарт ISO 9001. Стандарт ISO 9001 – это модель для гарантии качества при проектировании, разработке, производстве, установке и обслуживании выпускаемого компанией продукта. Стандарт ISO 9001 содержит следующие основные требования к системе менеджмента качества организации.
• административная ответственность – политика обеспечения качества должна четко определяться, документироваться, разъясняться, реализовываться и поддерживаться; степень ответственности и объем полномочий сотрудников, занятых достижением конкретного уровня качества и контролем качества должны быть четко регламентированы,
• контроль проекта – проект должен быть тщательно спланирован, определены характеристики проекта, результаты проекта должны быть проверены на предмет соответствия исходным требованиям,
• контроль документации – процесс создания и распределения, а также внесение изменений должны тщательно контролироваться,
• контроль закупок и поставщиков – потенциальные поставщики и субподрядчики должны оцениваться на соответствие предъявляемым требованиям, которые определяются контрактными документами,
• контроль технологического процесса – производственный процесс должен быть тщательно спланирован, а производство должно вестись в контролируемых условиях,
• проверка и тестирование – оборудование, используемое для тестирования должно быть стандартизировано; поступающие материалы перед использованием проверяются, продукция проверяется и тестируется как по ходу процесса, так и на стадии выпуска; записи о результатах проверки и тестирования должны тщательно храниться,
• контроль продукции, не удовлетворяющей требованиям – продукция, не удовлетворяющая требованиям, подлежит отбраковке,
• управление товарно-материальными запасами, складское хранение, упаковка и доставка – необходимо разработать и придерживаться процедур управления товарно-материальными запасами, хранения, упаковки и доставки продукции; хранение продукции должно быть безопасным и надежным; все процессы хранения, упаковки и доставки продукции должны тщательно контролироваться,
• подготовка персонала – необходимо определить потребность в обучении и проводить его, документируя при этом результаты обучения.
На основании стандартов серии ISO 9000 в Российской Федерации разработано ряд Государственных стандартов направленных на оказание помощи различным организациям по внедрению эффективных систем менеджмента качества:
• ГОСТ Р ИСО 9000-2001 описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества,
• ГОСТ Р ИСО 9001-2001 определяет требования к системам менеджмента качества организации, которой необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей,
• ГОСТ Р ИСО 9004-2001 содержит рекомендации, рассматривающие как результативность так и эффективность системы менеджмента качества.
Насколько организация продвинулась далеко по пути достижения своих целей в области качества можно установить при помощи процедуры сертификации. Сертификация — это процедура подтверждения соответствия качества продукции компании определенным стандартам. Любой организации очень важно пройти сертификацию по стандартам ISO 9000, так как это очень способствует повышению ее конкурентоспособности как на российском, так и на зарубежном рынках.
Существует три формы сертификации:
• односторонняя сертификация – в этом случае компания самостоятельно осуществляет самопроверку на соответствие стандартам ISO 9000,
• сертификация второй стороной – компания-заказчик проводит проверку компании-поставщика или подрядчика,
• сертификация третьей стороной – наивысшая форма сертификации, при которой в качестве сертифицирующей организации выступает специальный центр, имеющий лицензию Международной организации по стандартизации на сертификацию.
Различают обязательную и добровольную виды сертификации.
В Российской Федерации процедура сертификации регламентируется Федеральным законом №184-ФЗ от 27 декабря 2002 года «О техническом регулировании».