Цикл PDCA или колесо Деминга

Цикл PDCA (Plan – Do – Check – Act – планирование – выполнение – проверка – реакция) является широко распространенным методом непрерывного улучшения качества. Этот метод имеет и второе название – колесо Деминга, из-за наглядной круговой графической интерпретации стадий цикла.
Непрерывность улучшения качества – это постоянный процесс совершенствования оборудования, материалов, инструментов, использования человеческих ресурсов и производственных технологий.
Цикл PDCA отображает последовательную сущность процесса постоянных улучшений.
Стадия планирования цикла PDCA является одной из самых ответственных. На этой стадии:
• выбирается актуальное направление деятельности компании, по которому необходимо провести мероприятия по улучшению качества,
• осуществляется сбор необходимой информации,
• проводится оценка текущей ситуации,
• определятся приоритетные проблемные зоны,
• осуществляется анализ проблемных зон, в том числе выявляются критические причинно-следственные связи,
• ставятся конкретные цели, достижение которых позволит устранить проблемные зоны или существенно уменьшить их отрицательное влияние на качество продукции.
На стадии выполнения цикла PDCA реализуются намеченные изменения.
Целью стадии проверки является оценка данных, собранных во время реализации изменений и установление степени соответствия фактических результатов поставленным целям.
И, наконец, на стадии реакции проводится оценка всей процедуре, процедура стандартизируется, и определяются дальнейшие шаги по улучшению качества.
Анализ проблемных зон, который осуществляется на стадии цикла PDCA планирование, чаще всего реализуется с помощью метода 5W2H.
5W2H – это аббревиатура от следующих английских слов:
• What (что) – что представляет собой проблема — (суть проблемы),
• Why (зачем) — зачем необходимо ее устранить – (цель),
• Where (где) – где будут выполняться действия по устранению проблемы – (территориальный аспект),
• When (когда) – в какие сроки будут выполняться действия по устранению проблемы – (последовательность решения),
• Who (кто) – кто будет выполнять работы по устранению проблемы – (человеческие ресурсы),
• How (как) – как выполняются эти работы – (метод решения),
• How much (сколько) – сколько будет стоить устранение проблемы – (затраты).