Бенчмаркинг

  Бенчмаркинг является одним из важных и популярных инструментов совершенствования деятельности различных компаний. Концепция бенчмаркинга возникла в 1950-х годах, в период активного изучения японскими специалистами опыта ведущих компаний США и Западной Европы.
Термин «бенчмаркинг» появился в 1972 году в Институте стратегического планирования Кембриджа (США). Этот термин состоит из английских слов bench (уровень, высота) и mark (отметка) и чаще всего трактуется как «эталонное сравнение».
Бенчмаркинг – это процесс сопоставления продукции, услуг, показателей деятельности, опыта производства данной компании и компании, являющейся лидером на данном рынке. Затем результаты сопоставления используются в целях совершенствования деятельности данной компании. Сопоставление может осуществляться не только с другими компаниями, но и внутри данной компании на уровне ее структурных подразделений.
Существует много разновидностей бенчмаркинга в зависимости от объектов изучения, которые находятся вне и внутри компании. Внутренний бенчмаркинг предполагает сравнение однородных объектов внутри организации. Внутри организации объектом изучения могут быть процессы, их характеристики, функции, доходы, расходы и др.
Внешний бенчмаркинг подразделяется на бенчмаркинг конкурентоспособности, функциональный бенчмаркинг, бенчмаркинг стратегический и глобальный. Бенчмаркинг конкурентоспособности осуществляется для нахождения эффективного решения в условиях конкуренции. Функциональный бенчмаркинг нацелен на изучение опыта не только прямых конкурентов, а и эффективных компаний других отраслей. Стратегический бенчмаркинг изучает опыт разработки и реализации стратегий успешных компаний. Глобальный бенчмаркинг рассматривает организацию производства в разрезе различных культур и национальных особенностей.
Различают бенчмаркинг партнерский и индивидуальный. Партнерский бенчмаркинг осуществляется по взаимной договоренности сопоставляемых компаний, через заключение бенчмаркингового соглашения. Его объектами являются обе стороны. Индивидуальный (односторонний) бенчмаркинг осуществляется, как правило, негласно, путем сбора требуемой информации различными методами и, в первую очередь, при помощи информации размещаемой анализируемой компанией в Интернете и информации размещаемой в открытой печати.
Созданный в 1997 году Европейский форум по бенчмаркингу (European Benchmarking Forum – EBF) предложил методику выполнения бенчмаркинга состоящую из трех этапов.
• Подготовка к проведению бенчмаркинга. Этот этап предполагает следующие шаги: принятие решения руководством компании об использовании бенчмаркинга; определение проблем, которые необходимо решить с помощью бенчмаркинга, создание методической базы, формирование команды по бенчмаркингу, выбор объектов для изучения.
• Сбор бенчмаркинговой информации. Выполнение шагов этого этапа зависит от вида используемого бенчмаркинга: внешний или внутренний, партнерский или индивидуальный. В любом случае многие компании Запада принимают так называемый бенчмаркинговый кодекс поведения, который предписывает соблюдение законодательства; уважение чужих секретов; готовность предоставить информацию, аналогичную той, которая интересует компанию, осуществляющую бенчмаркинг; не распространять бенчмаркинговую информацию третьим лицам и др.
• Анализ бенчмаркинговой информации и ее использование для совершенствования компании. Проведение анализа информации, полученной при помощи бенчмаркинга, позволяет оценить разницу в осуществлении деятельности сравниваемых компаний и выработать предложения по ее улучшению в данной компании. Для анализа информации применяют различны известные методы: SWOT — анализ, АВМ – анализ и др.