Аналитическая модель Дельфи

   Аналитическая модель Дельфи была разработана в 1950-х годах компанией Rand. Модель Дельфи является интеграционной, то есть основанной на групповом принятии решения.
Для реализации в компании модели Дельфи, в целях нахождения оптимального решения некой проблемы, создается Дельфи-команда, включающая в себя три группы: координирующую, стратегическую и прогнозирующую. При этом каждый член группы, независимо от занимаемой им в организации должности, имеет одинаковый вес голоса. Эти команды выполняют определенные функции на протяжении всех четырех этапов процесса решения некой актуальной задачи, стоящей перед компанией.
1 этап – организационный этап. Создается координирующая Дельфи-группа из внутренних консультантов компании или привлеченной консалтинговой организации. Эта группа, исходя из задачи, которую необходимо решить разрабатывает вопросники для проведения Дельфи-опросов, формирует стратегическую и прогнозирующую группы, координирует деятельность этих групп и организует весь процесс решения проблемы при помощи аналитической модели Дельфи. Прогнозирующая Дельфи-группа необходима для прогнозирования тенденций в социальной и физической средах, оказывающих существенное влияние на организацию, а стратегическая Дельфи-группа, состоящая из руководителей высшего звена — для определения стратегических целей организации.
2 этап – этап определения угроз и возможностей. На этом этапе прогнозирующая Дельфи-группа при помощи прогнозирующих Дельфи-опросов определяет благоприятные тенденции на данном рынке, а также возможные угрозы, которые должна учесть и нейтрализовать организация. Прогнозирующая группа проводит несколько опросов и представляет координирующей группе, как минимум два варианта развития событий – пессимистический и оптимистический.
3 этап – этап определения направлений и стратегических целей организации. Стратегическая группа, изучив полученные от координирующей группы прогнозы, проводит несколько стратегических Дельфи-опрос для определения нескольких вариантов (альтернатив) стратегии компании, необходимой для решения поставленной перед нею задачи. Как правило, проводится три-пять раундов опросов. Каждый раунд опросов включает в себя итоги предыдущего раунда плюс новый вопросник.
4 этап – этап установления приоритетов альтернатив. Исходя из предложенных стратегической группой вариантов стратегии компании, Дельфи-команда осуществляет выбор наиболее оптимального варианта стратегии, или, другими словами, осуществляет выбор приоритетов альтернатив. В этих целях можно использовать различные методы: от субъективных оценочных суждений членов Дельфи-команды и до применения метода аналитической иерархической процедуры (Analytic Hierarchy Process — АНР).
Метод АНР является относительно простым и точным способом оценки качественных критериев, характеризующих различные стратегии. При проведении оценки он позволяет применить опыт, проницательность и интуицию членов Дельфи-команды. Основой этого метода являются матрицы попарных сравнений, посредством которых определяются значения весовых коэффициентов. Весовые коэффициенты отображают относительную значимость каждого критерия из предложенных стратегической группой вариантов стратегии компании, что позволяет легко отобрать наиболее оптимальную стратегию решения поставленной перед Дельфи-командой проблемы.