Система всеобщего управления качеством – TQM

   Термин всеобщее управление качеством (Total Quality Management – TQM) был предложен для описания современной философии качества. Основная доктрина этой философии заключается в том, что для достижения долговременного финансового успеха компания должна обеспечить высокое качество выпускаемой продукции.
Система TQM является наиболее популярным и методологически сильным направлением в области управления качеством. Она опирается на все лучшее, что было достигнуто в области менеджмента качества за истекшие 100 лет, и направлена на радикальное улучшение, как производственных процессов, так и деятельности организации в целом.
Система TQM является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставки «точно в срок». Основным принципом TQM является принцип «улучшению нет предела».
TQM имеет ряд важных и принципиальных аспектов, которых необходимо обязательно придерживаться при ее внедрении в компании.
• Роль руководства. Мероприятия по реформированию компании на основе принципов TQM обязательно ведутся под непосредственным руководством высшего менеджмента. Руководство должно быть искренне привержено новой системе, и должно вдохновить персонал компании на изменения, необходимые для внедрения системы TQM.
• Ориентация на клиента. Все клиенты компании должны быть идентифицированы и сегментированы с точки зрения их важности для компании. Потребности клиентов с точки зрения переосмысления ценности выпускаемой продукции должны быть тщательно изучены. В компании должна быть разработана система показателей, влияя на которые можно менять степень удовлетворенности клиентов. Эта система показателей должна тесно увязываться с системой показателей мотивации персонала.
• Стратегическое планирование. TQM большое внимание уделяет стратегическому планированию, в том числе и при помощи сбалансированной системы показателей.
• Вовлечение всех сотрудников. Персонал – самое большое богатство компании. Только полное вовлечение работников компании в преобразования с учетом творческого потенциала каждого работника позволит успешно реализовать TQM. В этих целях в компании осуществляются различные мероприятия — от делегирования ответственности и полномочий работникам нижних уровней управления и до приведения корпоративной культуры в соответствие с требованиями TQM.
• Подготовка персонала. Знания, полученные персоналом, являются одним из важнейших конкурентных преимуществ. TQM могут реализовать владеющие современными знаниями, опытом и навыками работники.
• Системы материального и морального поощрения. Система мотивации должна поощрять трудовое поведение, нацеленное на реализацию принципов TQM.
• Разработка продукции и услуг. Постоянно меняющиеся и увеличивающиеся потребности клиентов должны быть главной целью при разработке продукции и услуг.
• Управление процессом. Бизнес-процессы по созданию ценностей для потребителя должны быть описаны и переосмыслены с целью их оптимизации. Компании должны использовать процессную модель управления произвоством.
• Качество поставщиков. Взаимосвязи с поставщиками должны быть оптимизированы. Поставки должны осуществляться без задержек. Качество поставляемого сырья и комплектующих изделий должно быть не ниже, чем выпускаемой продукции.
• Системный подход к управлению.
• Постоянное улучшение.