Реинжиниринг бизнес-процессов – радикальный путь к существенному повышению эффективности бизнеса

Функциональный подход к организации труда, предложенный А.Смитом в 1776 году в виде принципа разделения труда и позволивший на протяжении двух столетий достичь невиданных высот в производительности труда и расцвета мировой промышленности в настоящее время фактически себя исчерпал.
В досмитовский период производственные процессы, (которые в период простого производства были достаточно просты) как правило, выполнялись одним работником от начала до конца. Благодаря революционному применению принципа разделения труда, при котором весь производственный процесс был поделен на целый ряд отдельных операций, производительность труда работников увеличилась в десятки, а затем при внедрении конвейерного производства и в сотни раз. Это произошло из-за:
• увеличения навыков работника к выполнению отдельных узкоспециализированных операций,
• экономии времени, которое терялось на переход работника от одного вида труда к другому,
• изобретения машин, позволяющих механизировать отдельные операции и облегчить труд работника.
Но в конце XX века во всех отраслях мировой экономики производственные мощности резко возросли. Дефицит повсеместно сменился перенасыщением рынка, предложение догнало и превысило спрос. Клиент не выпрашивает дефицитный товар, он стал более разборчивым и информированным. Экономика все более и более становится клиентоориентированной.
В создавшихся условиях, когда с точки зрения клиента компания существует только для того, чтобы создать ему определенные блага функциональный подход к организации труда становится неэффективным.
Тех преимуществ в организации выполнения работы, которые в XIX и XX столетиях являлись следствием внедрения принципа разделения труда уже недостаточно, чтобы оставаться успешной и эффективной организацией в настоящее время.
Причинами этого являются следующие минусы, изначально заложенные в саму природу функционального подхода:
• многочисленные действия, выполняемые отдельными работниками или структурными подразделениями в пределах своих зон ответственности, не связаны единым организационным замыслом. Нет организационной схемы, в которой все отдельные операции были бы объединены в цельный бизнес-процесс, ориентированный на удовлетворение потребностей клиента,
• отсутствие в схеме организации работы сотрудника полностью отвечающего за весь процесс от начала до конца, из-за чего результаты процесса часто отражаются известной пословицей «у семи нянек дите без глазу»,
• процесс подвержен ошибкам, что естественно при огромном количестве участников процесса не связанных друг с другом общей целью,
• процесс затратен в части материальных, человеческих и временных ресурсов из-за большого количества функциональных перегородок в потоке работ и из-за необходимости в целях поддержания работоспособности процесса содержать большое количество различных координаторов и контролеров.
Реинжиниринг бизнес-процессов позволяет минимизировать минусы принципа разделения труда так же, как он более 200 лет назад позволил минимизировать минусы организации работы простого производства.
Кардинальное осмысленное перепроектирование бизнес-процессов, создание процессных компаний содержит огромный и до конца не изученный потенциал роста. Реинжиниринг бизнес-процессов – это радикальный путь к существенному повышению эффективности бизнеса.