Реинжиниринг бизнес-процессов и оптимизация численности персонала

Реинжиниринг бизнес-процессов является одним из самых мощных инструментов оптимизации численности персонала компании. Особенно это касается «сжимающихся» зрелых компаний, имеющих монопольное положение на рынке и ранее накопленную избыточную численность персонала. Для таких организаций реинжиниринг бизнес-процессов является единственной возможностью оптимизировать численность персонала, так как оптимизация численности используя оптимальные нормы труда в условиях постоянного сжатия штатного состава компании невозможна. Эта особенность реинжиниринга бизнес-процессов обусловлена тем что:
• при реинжиниринге бизнес-процессов, в результате переосмысливания текущей бизнес-практики происходит ликвидация избыточных и дублирующих бизнес-процессов или частей бизнес-процессов, в результате чего сокращается необходимая для эффективной работы компании численность персонала,
• в результате перепроектирования вновь созданные новые бизнес-процессы становятся более короткими, понятными и простыми, что ведет к уменьшению рабочего времени на их выполнение, к уменьшению времени обслуживания клиентов и, как следствие, к росту производительности труда и сокращению численности персонала,
• в результате реинжиниринга уменьшается количество вертикальных и горизонтальных уровней управления происходит вертикальное и горизонтальное сжатие организационной структуры, что способствует сокращению численности персонала в части категории менеджеров среднего звена,
• в процессной организации в связи с резким уменьшением количества структурных единиц минимизируется необходимость в контролирующих и координирующих работниках, призванных обеспечить нормальное прохождение процесса через многочисленные функциональные перегородки, что также позволяет уменьшить численность персонала,
• при реинжиниринге бизнес – процессов структурные подразделения укрупняются, увеличивается их автономия, что косвенно способствует снижению численности сотрудников этих подразделений,
• реинжиниринг бизнес-процессов позволяет путем проведения унификации бизнес-процессов реализуемых всеми подразделениями компании достичь унификации и самих структурных подразделений, что в свою очередь позволяет осуществлять эффективный бенчмаркинг подразделений. Бенчмаркинг позволяет выделить наиболее эффективные структурные подразделения в части использования персонала и осуществить мероприятия по оптимизации численности персонала в других подразделениях приведя их штатный состав в соответствии с наиболее эффективным структурным подразделением компании,
изменение корпоративной культуры, активное использование информационных технологий, внедрение процессного мышления, изменение системы мотивации труда сотрудников компании осуществляющей реинжиниринг бизнес-процессов ведет к росту производительности и интенсивности труда сотрудников и, соответственно, к уменьшению численности персонала.