Процессная организация и корпоративная культура
Процессная организация не может быть создана без изменения корпоративной культуры компании, без привития его персоналу процессного мышления.
Корпоративная культура – это набор наиболее важных предположений, принимаемых сотрудниками компании и получающих выражение в заявляемых компанией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Одними из основных характеристик конкретной корпоративной культуры являются трудовая этика и мотивирование (отношение к работе и ответственность за результаты работы, качество работы, оценка вознаграждения за работу), а также нормы (набор предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения).
Корпоративная культура формируется и эволюционирует в течение всей жизни организации в ходе ее глубинных преобразований связанных с решением проблем внешней адаптации (приспособление к условиям внешнего окружения) и внутренней интеграции (установление эффективных отношений по работе между членами организации).
Построение процесной организации вызвано необходимостью внешней адаптации к условиям работы в клиентоориентированной экономике и осуществляется путем внутренней интеграции через изменение трудовой этики и установление новых норм трудового поведения.
Процессная организация способствует, создает условия и позволяет своим сотрудникам работать по принципу бизнес-процессов. Такая работа ориентирована на клиента; она строится с учетом разнообразных условий среды, в которой осуществляется; она нацелена на достижение определенных результатов; эта работа выполняется дисциплинированно, по повторяющейся схеме.
Все сотрудники на процессном предприятии знают применяемые бизнес-процессы и свое место в них, знают, каких результатов ждет клиент и кто отвечает за предоставление клиенту этих результатов. Все ориентированы на общий конечный результат и настоящими соперниками считают не соседние отделы внутри своей компании, а внешних конкурентов. Все взгляды устремлены в сторону клиента, а не снизу вверх на начальство.
Бизнес-процессы представляют новый образ делового мышления. Первый и главный шаг к созданию процессной компании – сделать этот новый образ мышления нормой для всего предприятия.
Для нового образа мышления характерны четыре отличительные черты.
Во-первых, бизнес-процессы целенаправленны, т.е. ориентированы на результат работы, а не на работу как самоцель. В процессной организации все сотрудники понимают, не только что они делают, но и зачем.
Во-вторых, процессы ориентированы на клиента. Концепция бизнес-процесса требует, чтобы компания рассматривала себя и свою работу глазами клиента, а не своими собственными.
В третьих, бизнес-процессы целостны. Интересы бизнес-процесса важнее, чем интересы отдельных групп сотрудников внутри него. Главное – свести отдельные действия воедино ради оптимального результата, который будет представлен клиенту.
Наконец, процессуальные мышление строится на убеждении, что успех в бизнесе зависит от тщательно продуманных схем работы. Процессуальные предприятия стараются превратить успех в каждодневную норму. Они убеждены, что компания достигает наивысшего потенциала путем разработки таких бизнес-процессов, которые мобилизуют способности каждого, вместо того чтобы зависеть от одной личности, какой одаренной бы она не была.
Таким образом, в ходе создания процессной организации изменяется корпоративная культура, изменяется поведение сотрудников, и эти изменения в свою очередь могут существенно ускорить преобразования в компании, связанные с построением процессной организации.
Корпоративная культура формируется и эволюционирует в течение всей жизни организации в ходе ее глубинных преобразований связанных с решением проблем внешней адаптации (приспособление к условиям внешнего окружения) и внутренней интеграции (установление эффективных отношений по работе между членами организации).
Построение процесной организации вызвано необходимостью внешней адаптации к условиям работы в клиентоориентированной экономике и осуществляется путем внутренней интеграции через изменение трудовой этики и установление новых норм трудового поведения.
Процессная организация способствует, создает условия и позволяет своим сотрудникам работать по принципу бизнес-процессов. Такая работа ориентирована на клиента; она строится с учетом разнообразных условий среды, в которой осуществляется; она нацелена на достижение определенных результатов; эта работа выполняется дисциплинированно, по повторяющейся схеме.
Все сотрудники на процессном предприятии знают применяемые бизнес-процессы и свое место в них, знают, каких результатов ждет клиент и кто отвечает за предоставление клиенту этих результатов. Все ориентированы на общий конечный результат и настоящими соперниками считают не соседние отделы внутри своей компании, а внешних конкурентов. Все взгляды устремлены в сторону клиента, а не снизу вверх на начальство.
Бизнес-процессы представляют новый образ делового мышления. Первый и главный шаг к созданию процессной компании – сделать этот новый образ мышления нормой для всего предприятия.
Для нового образа мышления характерны четыре отличительные черты.
Во-первых, бизнес-процессы целенаправленны, т.е. ориентированы на результат работы, а не на работу как самоцель. В процессной организации все сотрудники понимают, не только что они делают, но и зачем.
Во-вторых, процессы ориентированы на клиента. Концепция бизнес-процесса требует, чтобы компания рассматривала себя и свою работу глазами клиента, а не своими собственными.
В третьих, бизнес-процессы целостны. Интересы бизнес-процесса важнее, чем интересы отдельных групп сотрудников внутри него. Главное – свести отдельные действия воедино ради оптимального результата, который будет представлен клиенту.
Наконец, процессуальные мышление строится на убеждении, что успех в бизнесе зависит от тщательно продуманных схем работы. Процессуальные предприятия стараются превратить успех в каждодневную норму. Они убеждены, что компания достигает наивысшего потенциала путем разработки таких бизнес-процессов, которые мобилизуют способности каждого, вместо того чтобы зависеть от одной личности, какой одаренной бы она не была.
Таким образом, в ходе создания процессной организации изменяется корпоративная культура, изменяется поведение сотрудников, и эти изменения в свою очередь могут существенно ускорить преобразования в компании, связанные с построением процессной организации.