Концепция бережливого производства

   Бережливое производство – это, прежде всего, современная управленческая философия борьбы с потерями. Потери – это любая деятельность, которая потребляет ресурсы, но не создает ценности.

Потерями могут быть:
— производство изделий, которые никому не нужны,
— неоправданное перемещение людей и грузов из одного места в другое,
— товары и услуги, которые не отвечают требованиям потребителя и т.д.
Медленные процессы также способны создавать потери. Низкая скорость, например, производственных процессов гарантирует, что в любой момент времени в цехах или на складах имеется большой объем незавершенного производства или готовой продукции. Незавершенное производство отвлекает финансовые ресурсы и генерирует скрытые затраты, которые прячутся в накладных расходах, переделке, браке и выражаются в недовольстве клиентов.
Ценность конкретного продукта (товара или услуги) определяется потребителем, но создается производителем. Потребитель дает оценку ценности продукта исходя из его способности за определенную цену и в определенное время, удовлетворить определенные потребности потребителя. Производитель должен видеть продукт глазами потребителя и должен четко представлять то, какими параметрами должен обладать данный продукт, чтобы стать ценностью.
Концепция бережливого производства основывается на комплексном применении следующих принципов:
— определения ценности конкретного продукта,
— определения потока создания ценности для этого продукта,
— организации непрерывного течения потока создания ценности продукта,
— вытягивании продукта потребителем,
— непрерывного стремления к совершенству.
Поток создания ценности – это совокупность всех действий совершаемых производителем для того, чтобы продукт прошел три следующих этапа:
— организационно-управленческий (разработка, проектирование, выпуск продукта),
— информационно-клиентский (получение заказа, поставка продукта),
— физического преобразования (производство продукта).
При радикальном переосмыслении потока создания ценности в конкретной компании всегда можно выявить действия, которые:
— создают ценность,
— не создают ценность, но неизбежны,
— не создают ценность и, которые можно исключить.
Схематически-визуальное представление о потоке создания ценности реализуется при разработке карты потока создания ценности.
Теоретически принцип вытягивания означает, что никто выше по потоку создания ценности ничего не должен делать до тех пор, пока потребитель, расположенный ниже его по течению, этого не потребует. Создаются условия к тому, что потребитель как бы вытягивает продукт из рук производителя, то есть производство продукта осуществляется под конкретный заказ потребителя. Затем вытягивание происходит на всех этапах производственного процесса последовательно по цепочке.
Вытягивание ведет к тому, что исчезает необходимость иметь промежуточные запасы сырья и полуфабрикатов, резко ускоряется процесс получения продукта.
Производство продукта при бережливом производстве можно усовершенствовать бесконечно, максимально приближая его к тому, что действительно нужно потребителю или бизнесу. Можно сколь угодно уменьшать трудозатраты, время на изготовление продукта, производственные и складские площади, себестоимость и число ошибок.