Основные понятия конфликтологии

   Конфликтология — наука о конфликтах. Конфликт – высшая степень разногласий между двумя и более сторонами. Выделяют следующие направления конфликтологии: юридическое, педагогическое, политическое, экологическая конфликтология, социология и психология конфликта. Основы в фундаментальной конфликтологии — это прояснение конфликта, его механизмов, закономерностей развития, а не активное участие в нем.
В исследовании природы конфликта можно выделить следующие понятия.
«Потребность» — это объективная нужда субъекта (человека, организации, социальной группы, социума) в чем-либо необходимом для поддержания его жизнедеятельности. Потребности необходимы субъекту для его существования, развития и выступают источником его активности. Реальные условия жизни, возможности и обстоятельства интерпретируют потребности в виде интересов.
«Интересы» — альтернативное разнообразие потребностей в конкретных жизненных обстоятельствах, осознаваемая субъектом форма проявления его потребностей.
Удовлетворение интересов субъекта обеспечивает удовлетворение тех или иных его потребностей.
Человек в ходе жизни вырабатывает представления, которые, проецируясь на потребности, иерархизируют их и формируют ценности.
Потребности и ценности, в свою очередь, создают иерархию интересов на каждый момент времени. Изменение ситуации (изменение ресурсного дефицита) приводит к изменениям конкретных иерархий.
Интересы и ценности (различия между ними) лежат в основе конфликта. С точки зрения разнообразия подходов к изучению конфликта можно ввести следующие определения конфликтов:
1)когнитивное определение, опирающееся на интеллектуальную составляющую конфликта: конфликт — это столкновение различных типов, каждый из которых претендует на репрезентативность;
2) интерактивное определение, акцентирующее внимание на специфике взаимодействия на разных стадиях конфликта: конфликт есть процесс развития взаимодействия субъектов от конфронтации к коммуникации;
3) рефлексивное определение, основанное на анализе всех компонентов конфликтной ситуации: конфликт— это та ситуация, в которой есть возможность для углубленного исследования объекта (среды), затем может быть «переход к исследованию собственных форм мышления и выяснению того, почему мнения о фактах и проблемах действительно различаются. Перечисленные определения фокусируют внимание на разных аспектах ситуации конфликта. В совокупности эти определения выделяют в конфликте внешнюю и внутреннюю составляющие. Первая связана с различиями в позициях, занимаемых сторонами по отношению к объекту конфликта. Вторая касается различий в особенностях мышления конфликтующих сторон. С точки зрения теории позитивно-функционального конфликта можно выделить следующие позитивные функции конфликта:
1) группообразование, установление и поддержание нормативных и физических границ групп;
2) установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений, интеграция и идентификация, социализация и адаптация как индивидов, так и групп;
3) получение информации об окружающей социальной среде;
4) создание и поддержание баланса сил и, в частности, власти;
5)нормотворчество;
6)создание новых социальных институтов;
7)интенсификация рефлексии.
В процессе конфликта активизируются личностные и интеллектуальные силы оппонентов. Они могут привести к новым неординарным решениям, некоторые решения, для кристаллизации которых в обычных условиях потребовались бы годы, достигают своей зрелости за гораздо более короткие интервалы времени;
В результате разрешения конфликта могут возникать новые структуры, не имевшие предшественников в доконфликтной ситуации.