Государственная политика занятости

   Спрос на рынке труда формируется благодаря информации организаций и предприятий о наличии вакантных рабочих мест, а предложение — информации о численности и профессионально-квалификационных характеристиках людей, желающих работать (безработных).
Главная цель государственной политики занятости в отношении рынка труда заключается в том, чтобы достичь относительного приближения к количественному и качественному равновесию спроса и предложения рабочей силы.
В условиях рыночной экономики должны существовать оптимальный резерв работников и поддерживаться естественная норма превышения предложения рабочей силы над спросом, т.е. естественный уровень (норма) безработицы. Рынку противопоказаны как полная занятость, так и чрезмерная безработица.
Существует несколько форм безработицы, приведем основные:
1) структурная — безработица, вызванная изменениями спроса и технологии производства, при которой имеется структурное несовпадение между квалификацией и профессией безработных, с одной стороны, и квалификацией и профессией свободных рабочих мест (потребности в работниках) — с другой;
2) фрикционная — временная незанятость, при которой люди, покинув одно место работы, находятся в поиске другой, соответствующей их квалификации и индивидуальным склонностям, или добровольный переход работника с одной работы на другую, чем и вызван период временного увольнения;
3)безработица ожидания — результат жесткой заработной платы и ограниченного количества рабочих мест для лиц данной профессии;
4) циклическая — безработица, вызываемая циклическими спадами производства. Для количественной характеристики безработицы используется ряд показателей, среди которых в мировой практике распространен стандартный уровень (норма) безработицы. С учетом специфики отечественной статистики уровень безработицы может быть рассчитан по формуле:
УБ = БР/3 + БРГ 100%,
где, УБ — уровень (норма) безработицы (отношение числа безработных к общему числу занятых в хозяйстве),
БР— не занятые трудовой деятельностью граждане, зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу, 3 — занятые в народном хозяйстве, (3 + БР) — численность экономически активного населения.
Рассчитанный по формуле показатель безработицы превышает официально признанный (при расчете официального уровня принимается во внимание все трудоспособное население, а не только экономически активное), но далек от фактического уровня, т.к. не отражает скрытую безработицу.
Стабильный рынок труда характеризует естественный уровень (норму) безработицы, когда число вакантных мест близко к количеству людей, ищущих работу. Кроме того, естественная безработица имеет место, когда ожидаемая инфляция равна фактической, при этом экономика возвращается к макроэкономическому равновесию после циклического спада. Безработица возникает при нарушении равновесия на рынке труда.
В условиях рыночных отношений государственное регулирование рынка труда носит ограниченный характер. Приоритетными направлениями государственной политики занятости в настоящее время в отношении граждан, потерявших работу, являются:
1) опережающее переобучение и переподготовка;
2) профессиональная ориентация и психологическая подготовка;
3) увеличение масштабов временной занятости и общественных работ.
Важнейшим условием стабилизации занятости населения выступает разработка и реализация программы развития занятости, основанной на прогнозе развития экономики страны и ее отдельных отраслей.