Ограничения корпоративной пенсионной программы

Цель и виды ограничений

Ограничивая состав участников, например, периодом прошлого стажа или расчетным заработком, вкладчик-работодатель может существенно сократить издержки по финансированию своей пенсионной программы и непрофинансированные обязательства.
Ограничения могут быть приняты:
• по составу участников;
• по периоду учета прошлой службы (стажа) участников;
• по расчетному значению заработной платы;
• согласно принципам и направлениям кадровой политики.
Ограничения состава участников
Прежде всего в пенсионной программе необходимо определить правила — кто может являться участником пенсионной программы. Эти правила обычно включают в себя следующие положения:
-минимальный возраст вступления. Например, сотрудник предприятия может стать участником пенсионной программы только с 25 лет;
-максимальный возраст. Например, сотрудники предприятия старше 55 лет (мужчины) могут быть не допущены к участию в пенсионной программе;
-минимальный стаж работы на предприятии. Например, сотрудник может стать участником пенсионной программы, проработав на предприятии не менее 1 года;
-статус/должность на предприятии. Например, участниками пенсионной программы могут стать лишь сотрудники, работающие по долгосрочным контрактам, или сотрудники, занимающие достаточно высокие должности;
— уровень заработной платы. Например, малооплачиваемые сотрудники могут быть не допущены к участию в пенсионной программе или участвовать в нескольких пенсионных схемах программы.

Могут быть и другие, определенные работодателем ограничения. Например, в пенсионной программе участвуют только акционеры предприятия и т. п.
Ограничение на вступление, связанное с минимальным возрастом, как правило, вводится для того, чтобы избежать инсталляционных расходов пенсионного фонда на сотрудников, чья продолжительность работы на предприятии может оказаться весьма короткой.
В результате реализации ограничений пенсионная программа будет содержать, например, следующие положения.
Работники имеют право на получение вознаграждения в размере 3% величины заработной платы на момент выхода на пенсию за каждый год службы до достижения возраста 55 лет. Вознаграждение в размере 3% расчетной величины заработной платы на момент выхода на пенсию относится на каждый год до 55-летнего возраста. После этой даты служба работника не приводит к существенному приросту вознаграждения по программе. По достижении работником указанного возраста вознаграждение не распределяется на годы последующей службы. По пенсионной программе вознаграждение равняется 100 за каждый год службы, за исключением службы до достижения 25 лет. Вознаграждения не начисляются в период службы до достижения 25 лет, потому что работники не имеют права ни на какие вознаграждения (условные или безусловные) до достижения этого возраста.

Мнение Международной организации труда по этому поводу следующее:
«Если представляется целесообразным установить минимальный возраст для вступления в систему страхования, этот возраст должен приближаться возможно ближе к возрасту окончания обязательного школьного образования, когда производится выбор профессии».
Ограничение на вступление, связанное с максимальным возрастом, связано в первую очередь с высокой нагрузкой по финансированию достаточной негосударственной пенсии лицам старшего возраста, которая ложится на предприятие. За сравнительно короткий срок, который остается до выхода на пенсию такого участника, предприятию-вкладчику необходимо внести в фонд значительные средства для финансирования его пенсии.
Если ограничение устанавливает, например, что сотрудники предприятия старше 50 лет не допускаются до участия в пенсионной программе, то оно может спровоцировать социальные конфликты. Поэтому более часто встречаются такие формулировки:
Пенсионная программа предусматривает выплату пенсии в размере установленной суммы (рублей) за каждый год стажа и в зависимости от продолжительности стажа.

Ограничение на вступление, связанное с минимальным стажем, устанавливается также для того, чтобы избежать инсталляционных расходов пенсионного фонда на сотрудников, чья продолжительность работы на предприятии может оказаться весьма короткой.
Ограничения по уровню заработной платы могут возникнуть тогда, когда законодательством установлены размеры минимальной негосударственной пенсии. В этом случае взносов работодателя в пользу работников с низким размером заработка не будет хватать, чтобы исполнить эту несоциальную установку.

Если работодатель обладает желанием придерживаться рекомендаций МОТ, то ему следует учесть, что:
• стаж, дающий право на получение пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца семьи, ни в коем случае не должен превышать 60 месяцев, или 250 недель, или 1500 суток, уплаты взносов, а стаж, дающий право на получение пенсии по старости, не должен превышать этого максимума больше чем вдвое;
• в счет стажа засчитывающей периоды времени, в течение которых застрахованное лицо не было в состоянии работать по болезни, не могло работать по случаю родов или по не зависящим от него обстоятельствам находилось без работы, даже в том случае, если учреждения по страхованию на случай болезни или материнства или фонд на случай безработицы не выплачивали взносов за эти периоды времени;
• системы страхования, ограничивающие сохранение прав, вытекающих из уплаты взносов, должны гарантировать сохранение этих прав на срок не менее восемнадцати месяцев со дня уплаты последнего взноса;
• в тех случаях, когда считается целесообразным устанавливать (помимо свойственной социальному страхованию практики ограничивать долю заработной платы, подлежащую учету для целей страхования) максимум заработной платы в качестве критерия для определения права на участие в страховании, исключаться должны лишь те трудящиеся, которые ввиду того, что их заработок значительно превышает общий уровень ставок заработной платы, считаются способными самостоятельно обеспечить себя на случай инвалидности и старости, а своих иждивенцев — на случай потери кормильца». Иногда в пенсионные программы включаются особые специфические требования, только при выполнении которых работник может стать участником программ: например, формирование участником собственных пенсионных накоплений, соответствие критериям, установленным коллективным договором, и т. п.

Ограничения по учету прошлой службы (стажа)
Так или иначе, размер пенсии, как правило, устанавливается в зависимости от длительности стажа участника. Ключевым при этом является вопрос, какой стаж принимать в качестве расчетного при определении размера пенсионных прав участников, а именно — включать ли в расчетный стаж участника при исчислении пенсии:
• его общий стаж;
• общий стаж работы на предприятиях региона (в случае учреждения регионального пенсионного фонда);
• стаж работы на любом из предприятий, учредивших свой отраслевой пенсионный фонд или подписавших специальное отраслевое соглашение;
• только стаж работы на предприятии;
• стаж, связанный с особыми условиями труда (службы), при которых год службы засчитывается как несколько лет стажа, — или ограничиться только стажем участия в пенсионной программе.
Обычно в корпоративных пенсионных программах прежний стаж участника (до введения пенсионной программы) засчитывается только за работу на данном предприятии. Иногда учет прошлого стажа ставится в зависимость от будущего стажа — например, за каждый год будущего стажа учитывается один или два года прошлого стажа. В ряде случаев предусматривается постепенное наделение участника «правами на прошлый стаж».
Другой важный вопрос при исчислении стажа связан с перерывами в работе. При исчислении стажа для получения государственной пенсии к проработанным часам прибавляется время отпусков, временной нетрудоспособности, военных сборов, участия в судебных заседаниях, следственных действиях, отпуска по беременности и уходу за ребенком, длительной стажировки или учебы (а также иные случаи, предусмотренные трудовым законодательством). Специальные правила могут быть предусмотрены в случаях, когда работа производится вахтовым методом. Корпоративной пенсионной программой могут быть приняты положения, предусмотренные трудовым законодательством, а могут быть установлены ограничения.
Пенсионной программой также могут быть установлены требования к минимальному количеству рабочих часов в год. При этом год выслуги засчитывается в стаж при условии, что количество проработанных часов в данном году не менее установленной величины. В этом случае необходимо установить, когда выслуга работника идет в зачете производственного стажа. Например, устанавливается минимальное число часов, проработанных участником в течение года на данном предприятии (если речь идет о производственном пенсионном фонде) или в данной группе предприятий (в случае пенсионного фонда, учрежденного объединением работодателей). Необходимо также установить порядок исчисления стажа в случае перерывов в работе (один из способов — суммируется число проработанных месяцев, делится на 12 и округляется до целого числа).

Ограничения расчетной заработной платы
Необходимо установить, какие из составляющих заработка участника: контрактная заработная плата, надбавки за выслугу лет, премии, материальная помощь, доплата за сверхурочные работы и т. д. — принимаются в расчет при исчислении пенсионных прав.
Заработная плата обычно состоит из двух основных частей: постоянной и переменной. Кроме того, в заработную плату могут входить: районный коэффициент и северная надбавка, предусмотренные для работников, занятых в тяжелых климатических условиях (начисляемые на все виды выплат, то есть постоянную и переменную части), а также бонусы.
В свою очередь, постоянная часть состоит:
• из заработной платы в соответствии с установленным тарифом;
• доплат и надбавок, предусмотренных Трудовым кодексом:
° в сверхурочное время;
° в ночное время;
° в праздничные и выходные дни;
° в тяжелых и вредных (особо тяжелых и особо вредных) условиях труда. Трудовой кодекс также гарантирует ежегодный отпуск и пособие по временной нетрудоспособности (по больничным листам).
Переменная часть вводится для усиления материальной заинтересованности работников в выполнении планов, повышении эффективности производства и качества работы и может состоять из:
• ежемесячной премии;
• премии за исполнение дополнительных индивидуальных заданий;
• стимулирующих надбавок (за профессионализм, секретность и т. п.).
Размер и решение о выплате бонусов принимается руководством корпорации.

Ограничения кадровой политики

Чтобы удержать на службе опытных, высококвалифицированных специалистов, могут быть предусмотрены особые правила начисления пенсий: например, за каждый год работы сверх определенного стажа размер пенсии увеличивается; или, напротив, правила, предусматривающие льготы по начислению пенсии при увольнении после определенного возраста, способствуют «омоложению» кадров.
Эти правила естественно должны отражать кадровую политику администрации, которая может быть заинтересована в ранних выходах на пенсию своих работников, соответственно поощряя это выплатой максимальной стандартной пенсии при возникновении у работника пенсионных оснований, или, наоборот, может стремиться удержать работников, предусматривая существенное увеличение стандартной пенсии при отсрочке даты выхода на пенсию. В подобных случаях базовые формулы исчисления размеров пенсий должны дополняться правилами вычисления «ранних» и «поздних» пенсий, т. е. начисляемых участнику при выходе на пенсию до (после) стандартного пенсионного возраста, определяемых в таблицах «кадровых ограничений».
Эти таблицы могут составляться раздельно для лиц различного пола (учитывая разницу в возрастах достижения стандартных пенсионных оснований мужчинами и женщинами), кроме того, для различных тарифных разрядов могут применяться различные ограничения, реализующие конкретную кадровую политику предприятия.
Конвенция МОТ № 35 устанавливает, что из состава лиц, подлежащих обязательному страхованию по старости, могут быть исключены:
• трудящиеся, заработная плата которых превышает установленную сумму;
• трудящиеся, не получающие денежного вознаграждения;
• трудящиеся моложе установленного возраста и трудящиеся, преклонный возраст которых не дает им права на страхование, когда они впервые поступают на работу по найму;
• трудящиеся, работающие на дому, условия труда которых отличаются от условий труда обычных трудящихся по найму;
• члены семьи предпринимателя;
• трудящиеся, общий период занятости которых в силу самого характера работы неизбежно является непродолжительным и не дает им права на получение пособия, а также лица, выполняющие по найму лишь случайную или побочную работу;
• нетрудоспособные трудящиеся и трудящиеся, получающие пенсию по инвалидности или по старости;
• государственные служащие, вышедшие на пенсию и выполняющие работу по найму, и лица, имеющие частный источник дохода, если их пенсия или доход равен или больше размера пенсии по старости, предусмотренной национальным законодательством;
• трудящиеся, которые во время своей учебы дают уроки или работают за вознаграждение в процессе подготовки к получению профессии;
• домашняя прислуга, находящаяся в личном услужении у предпринимателей в сельском хозяйстве.
Подобный подход может быть принят и для системы добровольного пенсионного обеспечения.
Внесение в пенсионную программу ограничений, так же как и дополнительных стимулирующих поощрений, несколько усложняет актуарный расчет, но в конечном итоге расчет размера обязательств и баланса сводится к стандартным алгоритмам, учитывающим формулу исчисления пенсионных прав и вероятность возникновения событий.

В заключение следует отметить, что, наряду со «стандартными» ограничениями в пенсионной программе, могут включаться и «случайные». Случайными ограничениями можно назвать положения, касающиеся утраты участником пенсионных прав. Такое допускается и в международной практике.
Право на пособие может быть утрачено или приостановлено полностью или частично в случае, если застрахованное лицо допускает обман в отношении страхового учреждения.
Выплата пенсии может быть полностью или частично приостановлена в течение времени, когда застрахованное лицо:
• имеет занятие, на которое распространяется обязательное страхование;
• полностью содержится на общественные средства;
• получает другое периодическое денежное пособие в соответствии с каким-либо законом об обязательном социальном страховании, о пенсиях или о возмещении трудящимся в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием.