Иррегулярные пенсии

  Помимо так называемой «стандартной» пенсии – пенсии, которая выплачивается по достижении участником стандартных пенсионных оснований, т.е. возраста, при котором начинается выплата государственных пенсий по старости.

   В подавляющем большинстве корпоративных пенсионных программ наряду с выплатой стандартной пенсии предполагается выплата при наступлении других, нестандартных или страховых оснований:
• в случае возникновения у участника инвалидности (производственной или любой);
• в случае увольнения (сокращения) участника предпенсионного возраста и невозможности устройства на работу (досрочная пенсия по безработице);
• в случае смерти участника (потери кормильца).
   Такие пенсии, как правило, являются срочными. Даже если у инвалида никогда не восстановится трудоспособность, то выплачиваемая ему пенсия по инвалидности будет срочной, т. е. до возраста стандартных пенсионных оснований, затем этот участник станет получать пенсию по старости.
В настоящее время для обозначения видов пенсий, не относящихся к стандартным и профессиональным, общепринятого термина не существует.
Специалисты довольно часто именуют такие пенсии как «страховые», ссылаясь на случайный характер возникновения и прекращения пенсионных оснований. Для исключения семантической путаницы с терминами «страховые пенсионные схемы», «застрахованные пенсии» такое наименование нежелательно. Обратившись к истории пенсионного обеспечения дореволюционной России, можно обнаружить, что такой класс пенсий именовался как «иррегулярные пенсии».


Если посмотреть на уставы пенсионных касс тех лет, то можно обнаружить, что: иррегулярные пенсии выдавались из пенсионной кассы участникам при потере ими трудоспособности (вследствие получения увечья при исполнении служебных обязанностей или общего расстройства здоровья, которое лишает участника способности к труду), пенсии вдовам, сиротам (полусиротам — оставшимся с одним родителем и круглым сиротам) и родителям участника. Пенсии вдовам, сиротам и родителям выплачивались в случае смерти или умопомешательства участника пенсионной кассы, вступления его в монашество или в случае признания его безвестно отсутствующим.
В большинстве случаев размеры таких пенсий были меньше, чем стандартные пенсии, однако в некоторых пенсионных уставах существовали так называемые усиленные пенсии, размер которых был больше стандартных. Эти пенсии выплачивались в случае возникновения у участника такой производственной инвалидности, которая требовала дополнительного обслуживания этого инвалида, например, присутствия сиделки.
Иногда усиленные пенсии рассчитывались исходя из усиления периода стажа. Например, Устав пенсионной кассы Прибрежно-Витимской компании содержал такое положение:
«Служащий, утративший способность к труду по болезни, лишающей его возможности продолжать службу на приисках, приобретает право на усиленную пенсию по сокращенным срокам, а именно такому лицу:
7 лет засчитывается за 10 лет,
10 за 15;
15 за 20».

Принципы расчетов пенсионных прав и обязательств по иррегулярным пенсиям такие же, как и для стандартных, отличия заключены в значениях, и в первую очередь — в вероятностях возникновения пенсионных оснований для выплаты иррегулярных пенсий. Поэтому при рассмотрении в следующих главах методов финансирования и расчета баланса иррегулярные пенсии не будут присутствовать, их можно свести к типовому алгоритму расчетов.
Основной вопрос при включении иррегулярных пенсий в корпоративную пенсионную программу представляет размер этих пенсий. Важное значение имеет размер этих пенсий, или аргументы, отталкиваясь от которых можно принять при разработке пенсионной программы эти размеры. Согласно сведениям Госкомстата в России существует 176 типов пенсий, и большая часть из них — иррегулярные. Отдельное описание их и их особенностей превысило бы размер этой публикации. Поэтому в качестве отправной точки для проектирования размеров иррегулярных пенсий следует использовать более обобщенный документ. К таковому относится Рекомендация 43 Международной организации труда, отдельные положения которой приведены ниже.


Пенсии по старости
• При системах страхования, предусматривающих возраст для выхода на пенсию свыше шестидесяти лет, рекомендуется в качестве способа разрядки на рынке труда и обеспечения отдыха для престарелых снизить возраст выхода на пенсию до шестидесяти лет, поскольку это совместимо с демографическими, экономическими и финансовыми условиями страны, проводя эту меру в случае необходимости по этапам.
• Застрахованные лица, проработавшие в течение многих лет на особо трудной или нездоровой работе, должны иметь право на получение пенсии в более раннем возрасте, чем трудящиеся других профессий.
• Для обеспечения того, чтобы трудящиеся в престарелом
возрасте не испытывали лишений, пенсия должна быть достаточной
для покрытия основных нужд. Поэтому пенсия, предусматриваемая
для всех имеющих известный страховой стаж и вышедших на пенсию
лиц, должна устанавливаться с должным учетом стоимости жизни.
• При наличии систем страхования, предусматривающих размер взносов в зависимости от заработной платы, застрахованным лицам, на счет которых поступили взносы, соответствующие нормальной продолжительности трудовой жизни, должна предоставляться пенсия, соразмерная с их экономическим положением в течение их трудовой жизни. Для этого пенсия, предусматриваемая в пользу застрахованных лиц, имеющих тридцатилетний стаж действительного участия в страховании путем уплаты взносов, не должна быть меньше половины доли заработной платы, принимаемой во внимание для целей страхования и получаемой ими либо с момента начала страхования, либо за установленный период времени, непосредственно предшествовавший моменту назначения пенсии.
• Получающему пенсию лицу должна выдаваться надбавка:
а) на каждого находящегося на его иждивении ребенка школьного возраста или подростка моложе семнадцати лет, продолжающего свое общее или профессиональное образование или не имеющего возможности зарабатывать средства к существованию из-за инвалидности;
б) в случае если его жена является престарелой или инвалидом, но сама не имеет права на пенсию в этой связи.
• Получающее пенсию лицо, нуждающееся в постоянной помощи со стороны другого лица, должно получать особую надбавку.


Пенсии по инвалидности
• Застрахованному лицу, не имеющему возможности по
болезни или из-за физической неполноценности зарабатывать достаточное вознаграждение своим трудом в пределах своих сил, способностей и подготовки, должна выплачиваться пенсия; если его заработная
плата не достигает одной трети обычной заработной платы здорового
рабочего, имеющего одинаковую с ним подготовку и опыт, то она не
считается достаточной.
• Тем не менее при особых режимах страхования трудящихся физического или нефизического труда в некоторых профессиях степень потери трудоспособности должна определяться только по сравнению с выполнявшимися до того времени или аналогичными занятиями.
• Для достижений своей цели система страхования должна
предусматривать, чтобы каждое застрахованное лицо, ставшее инвалидом после приобретения страхового стажа, получало пенсию, достаточную для покрытия своих основных нужд. Поэтому минимальный
размер пенсии для каждого выходящего на пенсию лица должен устанавливаться с должным учетом стоимости жизни.
• В системах страхования, предусматривающих минимальный размер пенсии в зависимости от процентной доли заработной платы, принимаемой во внимание для целей страхования, минимум не должен быть меньше 40 процентов учитываемой заработной платы. Достижение того же результата должно преследоваться системами страхования, в которых пенсия состоит из зафиксированной части, равной для всех получающих пенсию лиц, и части, изменяющейся в зависимости от числа и общей суммы выплачиваемых взносов.
• Получающему пенсию лицу должна выдаваться надбавка на
каждого находящегося на его иждивении ребенка школьного возраста
или подростка моложе семнадцати лет, продолжающего свое общее или профессиональное образование или не имеющего возможности зарабатывать себе средства к существованию по причине инвалидности.
• Вышедшее на пенсию лицо, нуждающееся в постоянной помощи со стороны другого лица, должно получать особую надбавку.