Разделение рабочего дня на части

    Разделение рабочего дня на части применяется на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены). При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленную продолжительность ежедневной работы.

Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ст. 105 ТК РФ). Например, разделение рабочего дня на части может быть предусмотрено для работников отделений связи, непосредственно занятых обслуживанием населения (п. 3 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников связи, имеющих особый характер работы, утвержденного приказом Минсвязи России от 08.09.2003 № 112).
Может быть разделен на две части на основании локального акта организации и с согласия водителя рабочий день (смена) водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах (п. 13 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15), водителей трамваев и троллейбусов (п. 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса, утвержденного приказом Минтранса России от 18.10.2005 №127).
Перерыв между двумя частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы.
Продолжительность перерыва между частями рабочего дня (смены) при разделении рабочего дня (смены) на части в дневное время должна быть не более 2 часов без учета времени для отдыха и питания, в ночное время — не более 6 часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены) — 10 часов, а в отдельных случаях — 12 часов.
Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте, оборудованном для отдыха водителей.
Время перерыва между двумя частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.
Возможность разделение рабочего дня на части предусмотрена для работников метрополитена, непосредственно связанных с обслуживанием пассажи¬ров, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены) (п. 17 Положения об особенностях рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена, утвержденного приказом Минтранса России от 08.06.2005 № 63). При этом устанавливается один перерыв продолжительностью более двух часов либо два перерыва продолжительностью не менее одного часа каждый. В указанные перерывы включается время перерыва для отдыха и питания.
Общая продолжительность рабочего времени за рабочий день (смену) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной для конкретной категории работников правилами внутреннего трудового распорядка организации. Время перерыва между частями смены в рабочее время не включается.
Порядок и место предоставления указанных перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации; время предоставления и конкретная продолжительность указанных перерывов устанавливаются графиками сменности.
Для работников локомотивных бригад при разделении рабочего дня (смены) на две части в ночное время продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня (смены) должна быть не менее половины времени предшествующей работы. Минимально допустимая продолжительность такого перерыва не может быть менее 2 часов 30 минут.
В праздничные дни, когда продолжительность работы метрополитена увеличивается, допускается устанавливать перерыв продолжительностью менее 2 часов 30 минут, который включается в рабочее время. При этом общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать 10 часов. Работники локомотивных бригад во время указанного перерыва должны находиться в комнатах отдыха электродепо или в других специально оборудованных помещениях.
Разделение рабочего дня на части предусматривается также для работников, осуществляющих управление воздушным движением судов гражданской авиации, работников плавающего состава судов внутреннего речного транспорта и др.