Формулирование мотивирующих целей

   Для руководителя очень важно сформулировать цели так, чтобы сотруднику действительно захотелось их достичь. Признаками мотивирующих целей сотрудников являются:
— стимулирование (стимулирующие цели);
— достижимость;
— актуальность;
— привлекательность;
— измеримость.

   Сформулировать цели так, чтобы они стали для сотрудников мотивирующими, означает решить вместе с подчиненными, какие цели обладают перечисленными выше признаками.
Цели, к которым стремятся сотрудники, должны, безусловно, входить в круг целей руководителя. Важно заранее определить, какую лепту в общецелевую «копилку» может внести каждый из сотрудников, чтобы:
■ обеспечивалось достижение целей предприятия или отдела;
■ никто из сотрудников не был перегружен, но и не сидел без дела;
■ соблюдалось справедливое распределение пакета задач;
■ учитывались личные интересы сотрудников.

Решение этой задачи, конечно же, потребует от руководителя времени — среди прочего, чтобы выявить цели, входящие в его собственную сферу деятельности. Так как они непосредственно связаны с целями предприятия, а цели сотрудников в свою очередь зависят от целей подразделения, то имеет смысл очерчивать главные задачи по принципу «Сверху вниз» (Top-Down).
Следуя этому принципу, проще объяснить сотруднику, каким образом чья-то личная цель содействует успеху всего предприятия. Если убедить сотрудника представить какую-либо личную цель как вклад в успех предприятия или подразделения не удается, стоит подумать, нужно ли вообще ставить перед ним эту цель.

Для согласования индивидуальных целей сотрудников целесообразно смешивать, соединять воедино качественно различные цели. Это важно, прежде всего, потому, что от целей, ориентированных только на увеличение прибыли, Вы перейдете к целям, затрагивающим творческую жилку сотрудников. Предприятие добивается успеха не только потому, что дает максимально высокую прибыль, но, главным образом, потому, что работает азартно и изобретательно, все больше ориентируется на качество продукции, поддерживает живую связь с потребителями и т.д.

   Из общих целей предприятия можно шаг за шагом вывести конкретные цели.

На год (квартал) для сотрудников следует сформулировать не более пяти — семи целей. Точное количество согласованных целей зависит от квалификации сотрудников, сложности задачи и намерений вышестоящего отдела. Особенно вдохновляет разноплановая цель, которая включает как краткосрочные, так и среднесрочные и долгосрочные задачи. И это вполне понятно: достижение краткосрочной цели придает уверенности в себе и наделяет энергией для претворения в жизнь целей более долгосрочных.