Эволюция подходов, школ и теорий мотивации труда. Психологические модели и теории мотивации.

 

   Основой психологического подхода к мотивации труда явились разработки психологов, которые специализировались в психологии личности. Одной из главных тем, которой интересуется психология личности, является мотивация. В существующих теориях личности представлены две основные модели мотивации. Редукционистская модель предполагает, что физиологические потребности индивида создают напряжение и это заставляет его искать разрядки путем удовлетворения данных потребностей. Модель мотивации компетентностью основана на стремлении человека овладевать окружающей средой и на жажду получения нового опыта с целью наслаждения.

Беррес Скиннер (1904-1990), профессор Гарвардского университета возглавил научающее-бихевиральное направление в теории личности. Скиннер утверждал, что поведение детерминировано, предсказуемо и контролируется окружением. Он признавал два вида поведения: респодентное поведение, как ответ на знакомый стимул и оперантное поведение, определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним. При оперантном научении организм действует на окружение, производя результат, который влияет на вероятность того, что поведение повторится. Подкрепление – ключевая концепция системы Скиннера. Условные подкрепляющие стимулы (деньги, внимание, одобрение) оказывает сильное влияние на человека. Он также подчеркивал, что поведение контролируется аверсивными стимулами, такими как наказание и негативное подкрепление. Позитивное наказание имеет место, когда за реакцией следует неприятный стимул, а негативное наказание состоит в том, что за реакцией следует устранение приятного стимула. Напротив, негативное подкрепление встречается, когда организму удается ограничить или избежать предъявления аверсивного стимула. Скиннер боролся с использованием аверсивных методов в контроле поведения и придавал особое значение контролю посредством позитивного подкрепления.

По мнению одних психологов поведение человека зависит от целого ряда внутренних процессов-влечений, побуждений, потребностей; по мнению других – от окружения. Профессор Стенфордского университета Альберт Бандура (род.1925) считал, что причины функционирования человека нужно понимать в терминах непрерывного взаимодействия поведения, личностных факторов и окружения. Новые формы поведения можно приобрести в отсутствие внешнего подкрепления так, как многое в поведении, которое мы демонстрируем приобретается посредством примера; мы просто наблюдаем, что делают другие, а затем повторяем их действия. Это может быть косвенным подкреплением или косвенным наказанием.

Многие наши поступки регулируются самоналагаемым подкреплением. Самоподкрепление имеет место всякий раз, когда люди устанавливают для себя планку достижений и поощряют или наказывают себя при ее превышении или неудаче. В результате самоудовлетворения от достижения определенных целей, у человека появляется мотив прилагать все больше усилий, необходимых для достижения желаемого поведения. Уровень самопроизвольной мотивации человека обычно варьирует в соответствии с типом и ценностью побуждений, природой норм поведения,

Поведение человека в прошлом также является стандартом, в соответствии с которым можно оценить адекватность его поведения на сегодняшний день. Прошлое поведение влияет на самооценку в основном посредством его воздействия на постановку целей.

Широкий спектр поведения регулируется с помощью реакций самооценки, выражаемых в форме удовлетворенности собой, гордости своими успехами, неудовлетворенности собой и самокритики.

Концепция самоэффективности относится к умению людей осознавать свои способности выстраивать поведение, соответствующее специфической задаче или ситуации. Люди, осознающие свою самоэффективность, прилагают больше усилий для выполнения сложных задач, чем люди, испытывающие серьезные сомнения в своих возможностях. В свою очередь, высокая самоэффективность, связанная с ожиданием успеха, обычно ведет к хорошему результату и таким образом способствует самоуважению. Таковы основные положения в области мотивации социально-когнитивной психологии А.Бандуры.

Джулиан Роттер (род.1916) профессор Коннектикутского университета, создатель социально-научающей теории личности, имел свою концепцию мотивации;

— ключ к предсказанию того, что человек будет делать в данной ситуации, лежит в понимании потенциала поведения. Под этим термином понимается вероятность данного поведения, встречающегося в какой-то ситуации в связи с каким-то одним подкреплением и подкреплениями,

— ожидание относится к субъективной вероятности того, что определенное подкрепление будет иметь место в результате специфического поведения,

— ценность подкрепления – это степень, с которой мы при равной вероятности получения предпочитаем одно подкрепление другому,

— для того, чтобы предсказать потенциал данного поведения в специфической ситуации предлагается следующая формула: потенциал поведения = ожидание + ценность подкрепления рассматривается шесть категорий потребностей: признания, защиты, доминирования, независимости, любви и привязанности, физического комфорта,

— каждая категория потребностей состоит из трех основных компонентов потенциал потребности, ценность потребности и свобода деятельности,

— потенциал потребности относится к вероятности того, что данное поведение приведет к удовлетворению определенной категории потребностей,

— ценность потребности определяется как средняя ценность набора подкреплений,

— свобода деятельности относится к ожиданию, что определенное приведет к подкреплению, связанному с одной из шести категорий потребностей,

— уровень минимальной цели относится к низшей точке, в которой подкрепление воспринимается человеком позитивно,

— прогноз поведения человека в повседневных ситуациях имеет следующую модель: потенциал потребности = свободе деятельности + ценность потребности

Это уравнение показывает, что два отдельных фактора определяют потенциал выстраивания поведения направленного на удовлетворение определенных нужд. Первый фактор – свобода деятельности человека или общее ожидание, что данное поведение приведет к удовлетворению потребности. Второй фактор – ценность которую человек придает потребности, связанной с ожиданием или достижением каких-то целей. Проще говоря, роттеровская общая формула прогноза означает, что человек склонен стремится к целям, достижение которых буде подкреплено, и ожидаемые подкрепления будут иметь высокую ценность.

Взгляд на мотивацию Карла Роджерса (1902-1987), профессора Висконкинского университета – представителя феноменологического направления в теории личности заключается в следующем;

— все поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он называл тенденцией актуализации. Важнейший мотив жизни человека – это актуализировать, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы,

— поведение мотивированно потребностью человека развиться и улучшаться. Человеком управляет процесс роста, в котором его личностный потенциал приводится к реализации,

— тенденция самоактуализации – это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями. Каждый человек исходно мотивирован просто тем, что живет.

Основной в теории Гордона Олпорта (1897-1967), профессора Гарвардского университета, (диспозициональное направление в теории личности) является идея о том, что индивидуум представляет собой динамичную (мотивированную) развивающуюся систему. Фактически он считал, что любая теория личности основывается на анализе природы мотивации. Олпорт предлагал свой собственный анализ мотивации, перечисляя четыре момента которым должна отвечать адекватная теория мотивации;

— мотивы прошлого ничего не объясняют, если они не являются также и мотивами настоящего,

— многие теории утверждают, что человеческие мотивы могут быть сведены к одному виду – как, например редукция потребности, стремление превосходству или потребность в безопасности. Согласно утверждениям Олпорта, если мы собираемся понять сложную природу человеческой мотивации, необходимо использовать многие концепции мотивации. Однако, невозможно свести это разнообразие к одному главному мотиву,

— Олпорт настаивал на том, что адекватная теория мотивации должна рассматривать перспективные цели человека, его представления и критерии, его намерения,

— изучение мотивации должно концентрироваться на том, как мотивы уникальным образом функционируют в жизни каждого человека.

Таким образом, психология, изучающая главным образом мотивы уже совершившихся поступков людей, раскрывает также психологический механизм их предполагаемого поведения, в том числе и трудового, в будущем; т.е. дают ключ к пониманию мотивации человека в процессе труда.

Рассмотрев эволюцию подходов и теорий мотивации труда можно сделать следующие выводы:

— самым длительным во времени и самым укоренившимся в сознании людей является административный подход к мотивации,

— экономический, социальный и особенно психологический подходы к мотивации являются самыми актуальными и перспективными,

— и экономический, и социальный, и психологический подходы к мотивации имеют место в любой современной организации,

— пропорциональность их применения зависит от вида деятельности организации, от ее организационной культуры, от характеристик трудового коллектива и руководителя организации.