Управление нормированием труда на предприятии.

1. Система нормирования труда: содержание, задачи и функции.

      В современных условиях адресность решения вопросов организации и нормирования труда перенесена на уровень предприятия. Часть 2 ст. 159 гл.22 Нормирования труда Трудового Кодекса РФ гарантирует применение системы нормирования труда на предприятии, определяемой работодателем с участием мнения выбранного профсоюзного органа или устанавливаемой коллективным договором.

1. Система нормирования труда: содержание, задачи и функции.

В современных условиях адресность решения вопросов организации и нормирования труда перенесена на уровень предприятия. Часть 2 ст. 159 гл.22 Нормирования труда Трудового Кодекса РФ гарантирует применение системы нормирования труда на предприятии, определяемой работодателем с участием мнения выбранного профсоюзного органа или устанавливаемой коллективным договором.

Система нормирования труда — это комплекс решений по организации и управлению процессом нормирования труда на предприятии /организации/, включающий:

· выбор методов и способов установления меры /нормы/ труда для работников различных категорий и групп /рабочих, специалистов и других служащих/ при выполнении ими тех или иных видов работ /функции/;

· определение порядка внедрения установленных норм труда применительно к конкретным производственным условиям, рабочему месту;

· организация аттестации, замены и пересмотра норм трудовых затрат на базе оценки уровня их напряженности, прогрессивности и других качественных показателей;

· создание системы показателей /производительности труда, численности и других трудовых показателей/, обеспечивающих управление нормированием труда, а также соответствующей документации /отчетной, статистической и прочей/, необходимой при решении задач нормирования по предприятию в целом и его подразделениям /службам/.

   Разработка и применение системы определяются масштабом и типом производства, текущими и перспективными задачами управления, целями хозяйственной деятельности предприятия /организации/, а так же наличием и качеством нормативно-методического, информационного и кадрового обеспечения проблемы.

Система управления нормированием труда на предприятии /организации/ призвана способствовать:

· созданию возможностей эффективного применения современной методологии нормирования труда всех категории работников;

· использованию принципов оценки интенсивности труда и установлению на их основе норм равной напряженности;

· достижению максимального охвата нормированием всех трудовых процессов персонала и обеспечению высокого качества устанавливаемых и внедряемых норм трудовых затрат;

· минимизации сроков разработки и внедрения прогрессивных норм и нормативов по труду при обеспечении их высокого качества по основным показателям;

· своевременному обеспечению информацией о нормах труда заинтересованных служб подготовки производства и управления.

      Следовательно, управление нормированием труда следует рассматривать как подсистему управления предприятием /организацией/ в целом, совместную деятельность руководителей и специалистов соответствующих служб /Отдела труда и заработной платы. Отдела кадров, Отдела Главного технолога/металлурга/ и многих других/.

В современных условиях возрастает роль нормирования труда, как элемента управления стабильностью развития предприятия любой организационно-правовой формы — государственного, казенного, малого, акционерного и др. Это объясняется повышением роли экономического фактора в складывающихся отношениях между работодателем и работником в процессе производства материальных благ (оказания услуг), получения прибылей и их распределения, а также усилением социальной направленности современного менеджмента.

Работодатель как собственник средств производства (или части их) стремится извлечь максимальную прибыль с минимальными издержками, в том числе за счет установления минимальной численности персонала, рационального использования труда работника, минимальных затрат рабочего времени при обеспечении высокого качества товара (услуг).

У работника, реализующего свои трудовые способности, повышается интерес в более эффективном использовании рабочего времени, и в то же время требования нормальных условий труда и оптимальной его напряженности, установленной на базе объективно рассчитанных норм труда.

Те и другие заинтересованы в увеличении поставляемых на рынок таваров, расширении их ассортимента, повышении их привлекательности для потребителей как по качеству, так и по цене.

Свободные цены, безусловно, не означают отсутствия учета затрат, в том числе затрат труда на единицу произведенной продукции (услуги), что, в свою очередь, повышает необходимость установления обоснованных трудовых затрат при определении цены на нее, а, следовательно, экономическое значение нормирования.

Интерес к нормированию трудовых процессов повышается также при определении стоимости (цены) рабочей силы на рынке труда, где в рыночные отношения вступают работодатель и работник. Цена рабочей силы связана со многими аспектами переходного периода в экономике и зависит от многих факторов. Вместе с тем, при установке цены труда каждого работника на конкретном предприятии становится очевидной необходимость, наряду с оценкой его квалификации, сложности, условий, определение количества (продолжительности) рабочего времени, степени его напряженности, а также темпа работы, что не случайно является неотъемлемой частью оперативного нормирования на предприятиях (фирмах) стран с развитой рыночной экономикой.

Важной задачей управления нормированием труда является создание условий для выполнения нормами труда их основных функций.

При рыночных отношениях изменяются значения и роль основных функций норм труда.

Функция нормы труда как меры труда в условиях централизованной экономики на практике не выполнялась, ибо нормы затрат рабочего времени выводились из меры вознаграждения за труд из сложившегося или достигнутого уровня заработной платы без достаточной оценки необходимых затрат труда, без обоснованного учета явных и скрытых потерь рабочего времени и возможностей повышения производительности труда за счет лучшей его организации и нормирования. Это ослабляло значение роли данной функции нормы труда, приводило к уравниловке в оплате, снижало экономический интерес работника, порождало в ряде случаев повышенную текучесть кадров, а, следовательно, приводило к недостаточно эффективному использованию трудового потенциала работников. В современных условиях повышается роль функции нормы труда как меры трудовой деятельности каждого работника, а также уровня его напряженности, темпа работы.

Функция нормирования как нормы оплаты труда при переходе к рыночной экономике выходит за рамки государственного регулирования, становится функцией предприятия. Тариф не является ограничителем, а лишь государственной гарантией уровня оплаты работы определенной квалификации. Предприятие может изменять уровень тарифной сетки при соответствующих меж разрядных соотношениях и базовой ставке первого разряда, определяемой прожиточным минимумом. Норма времени становиться средством распределения и стимулирования, мотивации трудовой деятельности, в чем и проявляется ее экономическая значимость.

Не имея непосредственной связи с заработком работника, норма времени по существу становиться производственно — необходимым временем для выполнения технологического процесса при условии эффективного использования материальных и трудовых ресурсов и соблюдении качества продукции (услуг), т.е. призвана выполнять функцию регулятора производственного процесса (цикла) изготовления продукции (оказания услуг). В этом качестве целесообразно использовать нормы трудовых затрат для оперативного управления производством, определения трудоемкости продукции (услуги), расчета роста производительности труда, сравнительного анализа и сопоставления результатов труда, оценки уровня техники и технологии, организации производства и труда и, в конечном счете, оценки уровня менеджмента данного предприятия (организации).

Все выше сказанное свидетельствует о том, что в настоящее время управление производством во времени становиться одной из главных задач работодателя на предприятии любой формы собственности и управления.

В процессе управления нормированием труда на предприятии должны решаться как текущие, так и перспективные задачи, изыскания и использования резервов снижения трудовых затрат на единицу продукции /услуги/ путем воздействия на совершенствование техники, технологии, организаций производства, труда и управления предприятием в целом. При этом необходимо привлекать работников к рациональному использованию рабочего времени, работе по прогрессивным нормам труда и т.п.

Текущие задачи связаны с эффективным использованием труда на каждом рабочем месте.

На рабочем месте должны решаться вопросы эффективного использования «живого» труда путем установления обоснованных затрат вспомогательного времени, времени обслуживания рабочего места и других затрат труда. Эти затраты непосредственно связаны с организаци­ей трудового процесса, а именно: построением его во времени и пространстве, содержательностью, методами труда, планировкой, оснащением и обслуживанием данного рабочего места; условиями и уровнем интенсивности труда.

На рабочем месте необходимо решать вопросы рационального использования «овеществленного труда» в предметах и средствах труда путем установления прогрессивных режимов работы оборудования, основного времени (машинного, машинно-ручного, автоматизированного).

На рабочем месте осуществляется вся «цепочка» нормирования трудовых затрат («жизненный цикл нормы труда»), а именно:

· исследование нормируемого процесса /работы, функции, операции/;

· проектирова­ние рационального содержания, состава и методов осуществления трудового процесса, а также планировки, оснащения и обслуживания рабочего места;

· расчет нормы затрат труда и внедрение в производство;

· анализ установленной и действующей нормы по прогрессивности, степени напряженности и другим показателям;

· замена и пересмотр нормы каждой нормы при аттестации рабочих мест.

Реализация «цепочки» по срокам и содержанию осуществляется в зависимости от потребностей хозяйственной, в т.ч. коммерческой деятельности предприятия.

Важнейшей задачей управления трудом на предприятии является определение необходимой численности персонала и расстановка в производственном процессе. Планируется численность на основе тру­доемкости продукции, по числу рабочих мест и нормам обслуживания, по явочному времени. Численность руководителей, специалистов и других служащих планируется на основе нормативного метода путем ис­пользования различных математических и статистических методов

К перспективным задачам управления нормированием труда на предприятии относятся следующие:

· оценка трудовых затрат по отраслевому уровню и выявление возможностей его достижения или снижения;

· проверка по мере развития производства экономической целесообразности дальнейшего снижения трудовых затрат на единицу продукции при проведении тех или иных мероприятий.

Первая группа задач связана с условиями конкуренции на рынке, а именно, необходимостью противостоять конкуренту по уровню затрат труда с соблюдением качества производимого товара.

Решение второй группы задач определяется уровнем спроса на создаваемую продукцию по цене и качеству.

Для успешной реализации основных задач системы нормирования труда на предприятии (организации) рекомендуется провести:

· оценку фактического состояния нормирования труда по основным показателям и деятельно­сти службы по труду;

· выбор наи­более рациональных форм и систем уп­равления нормированием труда в зависимости от масштаба и орга­низационной структуры предприя­тия и других факторов;

· анализ охвата нормиро­ванием труда различных категорий работников и возможностей расши­рения сферы нормирования труда в целях определения степени за­груженности каждого работника, его вклада в общий результат;

· анализ качества действующих норм затрат труда в целом по предприятию и на каждом рабочем месте с учетом степени их напря­женности;

· изучение имеющихся методи­ческих рекомендаций и норматив­но-информационных материалов, применяемых для измерения за­трат рабочего времени и установ­ления оптимальных затрат труда (по времени и численности);

· оценку эффективности исполь­зования компьютерных технологий для нормирования и проектирова­ния трудовых процессов.

Особенностью современного менеджмента в сфере нормирова­ния трудовых процессов является создание программ по нормирова­нию труда, основанных на систем­ном подходе.

Разработка программ предполагает предварительное финансово экономическое обоснование совершенствования нормирования труда тех или иных групп или категорий работников. При этом в качестве основного показателя, как правило, используется размер прибыли на единицу затрат. Затем определяется весь комплекс работ, очередность и сроки их выполнения, возможности использования современных методов и технических средств, программного обеспечения решения поставленных задач и т.п.

В целях эффективной реализации содержания и задач системы нормирования труда на предприятии рекомендуется шире использовать отечественный и зарубежный опыт по проблеме.

2. Состав и содержание работ по нормированию труда на предприятии.

Состав и содержание работ по нормированию труда на предприятии определяются основными функциями норм труда и задачами нормирования трудовых процессов работников в определенных организационно технических условиях производства.

Нормирование труда — это процесс установления необходимых затрат труда и его результатов, оптимальной численности работников различных категорий и групп, их удельных соотношений в обшей численности персонала предприятия, необходимых соотношений между численностью работников и количеством единиц оборудования /машин, установок, приборов и т.п./

В то же время нормирование труда представляет собой вид деятельности по решению вопросов нормирования труда в конкретных производственных условиях. Результаты работы по нормированию труда в значительной степени определяются профессио­нальных уровнем специалистов по труду, их опытом и, что не менее важно, умением контактировать с работниками в процессе нормирования и организации их труда.

Содержанием работы по нор­мированию труда являются:

· ана­лиз производственного процесса, разделение его на части;

· выбор оптимального варианта технологии и организации труда;

· проектирова­ние режимов работы оборудова­ния, приемов и методов труда, систем обслуживания рабочих мест, режимов труда и отдыха;

· определение норм труда в соот­ветствии с особенностями техно­логического и трудового процес­сов, их внедрение и последующая корректировка по мере изменения организационно-технических усло­вий производства.

Состав работ по нормированию труда на предприятии определяется решением задач оперативного нормирования и задач, ввязанных с проведением исследований по тем или иным вопросам в сфере труда

К работам по оперативному нормированию, как правило, относятся:

· установление /расчет/ и внедрение норм трудовых затрат на выполнение различных работ /функций/ на данном предприятии;

· тарификация работ и определение отдельных расценок;

· контроль за введением установленных норм труда и соблюдением организационно-технических условий, предусмотренных ими и требованиями рациональной организации трудовых процессов на каждом рабочем месте;

· проведение аттестации, замены и пересмотра норм трудовых затрат на основе оценки их качества в т.ч. напряженности.

В зависимости от организационной структуры, форм и систем управления нормированием труда на конкретном предприятии к оперативной работе могут быть отнесены и другие функции.

К нормативно-исследовательской работе по нормированию труда на предприятии, как правило, относятся вопросы составления методических разработок по нормированию новых видов работ, а также местных нормативных материалов по труду, создания единой технико-нормировочной документации, отчетности и другой информации по труду.

Изучение использования рабочего времени и выявление резервов повышения производительности (эффективности) труда персонала, а также исследование трудовых процессов на рабочих местах, выбор эффективных методов и приемов их выполнения, аттестация рабочих мест и их рационализация также относятся к функциям «нормативно-исследовательской работы»

Удельный вес работ, выполняемых специалистами по труду по функции «оперативного нормирования» и функции «нормативно-исследовательской работы по труду» определяется структурой органов по труду, формами и системами управления нормированием труда.

3. Организационные структуры, формы и системы управления нормированием труда.

Организационные структуры, формы и системы управления нормированием труда определяются общей структурой управления предприятием, характером, типом и объемом выпускаемой продукции и т.п., в целом — задачами производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия.

Построение организационной структуры органов нормирования труда на предприятии, как правило, включает решение следующих вопросов:

· распределение работ по нормированию труда между различными службами /например, Отделом организации труда и заработной платы и службами Главного технолога и Главного металлурга; службой организации труда и службой технико-экономического планирования; Отделом организации труда и заработной платы и информационно — вычислительным Центром и т.п./ предприятия;

· распределение работ по нормированию труда между общезаводскими и цеховыми службами, между любыми подразделениями предприятия;

· осуществление информационных связей службы Отдела труда и заработной платы с другими техническими и управленческими службами по вопросам нормирования труда;

· определение подчиненности заводских и цеховых служб по нормированию труда в общей системе управления предприятием в целом.

Практически имеет место разнообразие в выполнении функций и задач нормирования труда, возложенных на различные службы предприятия. В зависимости от масштаба предприятий и его организационной структуры служба по нормированию труда может иметь уровень управления, отдела, бюро/группы/ и другие. Отдельные предприятия не всегда могут создать подразделение по нормированию труда, им рекомендуется пользоваться услугами консультативных фирм внедренческих и других.

В управлении работой по нормированию труда должны принять участие все службы и производственные подразделения предприятия под началом отдела организации труда и заработной платы.

Типовое положение об Отделе организации труда и заработной платы в 80-ые годы было разработано и утверждено применительно к производственному объединению /комбинату/. В нем определены основные направления работы и функции, возлагаемые на эти отделы на предприятиях. Однако в практике предприятий имеет место существенное разнообразие в выполнении отдельных функций нормирования труда. В настоящее время такое положение объясняется многими факторами и, в первую очередь, полной самостоятельностью предприятий /организаций/ в решении вопросов управления нормированием труда.

Согласно отечественной практике на большинстве предприятий весь комплекс работ по нормированию труда осуществлял Отдел труда и заработной. На ряде предприятий нормирование работ основного производства осуществляли технологи соответствующих технологических отделов /главного технолога, главного металлурга и т.п./, исследование трудовых процессов и разработку нормативов по труду, а также нормирование работ по обслуживанию основного производства выполнял Отдел труда и заработной платы.

На некоторых предприятиях нормирование работ основного производства осуществлялось нормировщиками, а установление режимов обработки и величины машинного/основного/ времени — технологами.

В зависимости от масштаба и структу­ры предприятия организация работы по нормированию труда может быть пост­роена по централизованной, децентрализованной и смешанной системам.

Централизованная система организации нормирования труда предусмат­ривает сосредоточение нормативно-исследовательской работы в общезавод­ских службах, как правило, в отделе организации труда и заработной платы. Достоинством ее является возможность проведения единой политики в этой сфере деятельности и обеспечение равной напряженности норм труда в производственных подразделениях предприятий.

Централизованная система организации нормирования труда обеспечивает полное использование рабочего времени инженера по нормированию труда и равномерную его загрузку, более эффективное использование его знаний и т.п.

Специализация по видам нормируемых работ /функций/ значительно повышает качество норм и обеспечивает их равную напряженность на однородных технологических операциях независимо от места их выполнения.

Система целесообразна и в тех случаях, когда на предприятии недостаточно квалифицированных спе­циалистов по организации и нормированию труда, так как позволяет эффек­тивнее использовать имеющиеся кадры.

В практической деятельности предприятий встречаются две разновидности централизованной системы организации нормирования труда, характеризующиеся централизацией расчета норм трудовых затрат в Отделе труда и заработной платы или в Отделе главного технолога.

В первом случае в отделах организации труда и заработной платы создаются бюро нормирования, специализирующиеся по видам работ. Работники бюро по поступающим к ним картам технологических процессов и другой информации заполняют технико-нормировочные карты и передают их для расчета трудоемкости в вычислительные центры. Порядок движения и оформления документов разнообразен и зависит от специфики и сложившейся организации производства.

Во втором случае в технологических отделах создаются группы нормирования труда, которые рассчитывают нормы труда одновременно с разработкой технологических процессов. Это в значительной степени повышает ответственность технологов за экономичность разрабатываемых процессов. Часто технологами выполняются и другие работы, как например, внедрение норм труда, подготовка материалов к пересмотру и замене действующих норм трудовых затрат, функции учета, анализа и составления отчетности по трудоемкости. Централизация нормирования труда обеспечивает сближение норм по уровню напряженности, уменьшает объем дополнительных работ, связанных с отступлением от технологии.

Внедрение в управление производ­ством электронно-вычислительной техники создает широкие возможности для автоматизации расчетов норм и нормативов, учета их выполнения, а так­же для специализации работников на нормировании отдельных видов работ (функций), что способствует повышению качества разрабатываемых норм и нормативов и снижению трудоемкости их установления. В связи с этим вне­дрение централизованной системы может быть рекомендовано для различ­ных по масштабу и характеру деятельности предприятий.

В настоящее время многие специалисты и практики придерживаются мнения о необходимости шире использовать централизованную с систему организации нормирования труда, вводить в состав ее служб специалистов различного профиля, в том числе конструкторов, технологов, физиологов, психологов наряду со специалистами по труду. Такой подход позволит устанавливать обоснованные производственно необходимые затраты труда начиная от операции до трудоемкости продукции на базе системы норм различной степени укрупнения.

Эффективность централизации нормирования труда подтверждена практикой многих предприятий /организаций/.

Децентрализованная система организации нормирования труда предусматривает установление норм затрат труда непосредственно в цехах (иных струк­турных подразделениях предприятия). Она предполагает двойное подчинение нормировщика: методическое – начальнику Отдела труда и заработной платы, административное – начальнику цеха.

Система целесообразна на крупных предприятиях, как правило, со среднесерийными и мелкосерийными типами производства, где установление норм в централизованном порядке затруднительно. Система может быть эффективна только при условии укомплектования производствен­ных подразделений квалифицированными кадрами по нормированию труда, На предприятиях, где преобладают укрупненные методы нормирования труда (на основе типовых норм и укрупненных нормативов времени), установление норм может быть поручено работникам производственных подразделений, например мастеру, начальнику участка и др., при общей координации и мето­дическом руководстве этой работой со стороны отдела труда и заработной пла­ты. Это предприятия с преобладанием аппаратурных процессов, геологораз­ведочные, лесозаготовительные и т. п.

При децентрализованной системе организации нормирования труда на предприятии не обеспечивается равная напряженность норм на однородные технологические операции. Кроме того, нормировщик часто занят выполнением несвойственных для него функций, что при большом количестве действующих норм затрудняет возможность их качественного анализа и своевременной замены и пересмотра.

Смешанная система организации нормирования труда имеет разновиднос­ти в зависимости от вариантов перераспределения функций между теми или иными службами предприятия. Вариант смешанной системы целесообразен на предпри­ятиях со среднесерийным типом производства, когда установление норм на освоенную продукцию в основном производстве осуществляется в отделе тру­да и заработной платы, а на осваиваемую продукцию и разовые работы — децентрализовано, в цехах.

На некоторых предприятиях в Отделе труда и заработной платы централизована функция расчета норм труда, а анализ и контроль их качества, оформление нарядов, составление отчетов и другая текущая работа выполняются нормировщиками в цехах.

При всех системах управления отдел организации труда и заработной пла­ты должен обеспечить методическое руководство работой и оказывать помощь цеховым службам, а также координировать работу по снижению трудовых за­трат, контролировать качество действующих норм и нормативов по труду и обеспечить их своевременную замену и пересмотр. В производственных под­разделениях ответственность за состояние нормирования труда должен нести руководитель данного подразделения и непосредственно руководитель цехо­вой службы нормирования труда.

Эффективность работы по организации и нормированию тру­да на предприятии во многом за­висит от уровня профессиональ­ной подготовки работников, заня­тых в этой области, и знаний основ организации и нормирования тру­да работодателями.