Jobgrade.Ru - всё об организации труда, мотивации труда, развитии персонала, официальные документы
JobGrade - Мотивация труда    
     Мотивация и стимулирование труда | Управление ЧР | Организация труда
  Форум     
Поиск по сайту

Разделы сайта
На главную

Мотивация и стимулирование труда
Системы оплаты труда
Системы премирования
Системы социальных льгот
Аспекты стимулирования труда

Управление ЧР
Планирование и подбор персонала
Оценка персонала
Развитие персонала
Трудовые отношения

Организация труда и производства
Научная организация труда
Нормирование труда
Рабочее время и время отдыха
Организационное развитие

Современные технологии менеджмента
Процессные технологии
Технологии бережливого производства
Технологии менеджмента качества
Технологии сбалансированного управления
Технологии аутсорсинга и аутстаффинга

В помощь предпринимателю

В помощь работнику

В помощь студенту
Теории мотивации
Теория организации
Управление персоналом
Экономика труда
Основы менеджмента
Стратегический менеджмент Операционный менеджмент
Финансовый менеджмент
Организационная культура
Организационное поведение
Трудовое право

Официальные документы

Форум

 


Сегменты и модели рынка труда
  [Раздел: Экономика труда]

Сегментация рынка труда представляет собой разделение его на отдельные части (сегменты), которые позволяют учесть не только экономические, но и социальные, правовые и психологические отношения между его субъектами. Сегментированным называется рынок труда с четко обозначенными целевыми рынками, на которых сосредотачиваются определенные категории работников, конкурирующих между собой, но не являющимися конкурентными работниками в других частях рынка труда.


Сегментация рынка осуществляется по следующим признакам:
• уровневый - международный, национальный, региональный, локальный рынки труда,
• социально-демографический - рынок женского труда, труда молодежи, инвалидов, пожилых людей),
• профессионально-отраслевой - рынок труда строителей, нефтяников, связистов, врачей, научных работников, искусства и др.,
• квалификационный – рынок высококвалифицированного труда, квалифицированного труда, неквалифицированного труда),
• качество рабочих мест – первичный рынок труда (рабочие места квалифицированного труда с высокой оплатой и стабильной занятостью), вторичный рынок труда (рабочие места неквалифицированного труда с низкой оплатой и нестабильной занятостью).
Страновые различия рынка труда связаны с различиями в найме, подготовке персонала и его менталитетом, профсоюзного движения, исторических традиций. Эти различия определяют деление рынка труда на внутренний (внутрифирменный) и внешний (общенациональный) рынок.
Внутренний рынок труда основан на горизонтальной и вертикальной мобильности работников внутри организации и ориентирован на работников данной организации. Этот рынок является закрытым и характеризуется слабой конкурентностью. Внутренний рынок обеспечивает закрепление в организации кадров обладающих специфическими знаниями и передачу этих знаний от старых работников к новым.
Внешний рынок - это рынок, охватывающий сферу обращения рабочей силы между организациями и ориентирующийся на географическое и профессиональное движение рабочей силы. Внешний рынок труда характеризуется открытостью, доступностью, конкурентностью. При таком рынке подбор персонала, его профессиональная подготовка происходит вне пределов организации. Внешний рынок предполагает свободное перемещение работников между организациями в виде текучести кадров.
На национальных рынках труда отдельных стран, как правило, функционируют и внешний, и внутренний рынки. В зависимости от преобладания доли того или иного рынка говорят о той или иной модели рынка. Наиболее типичными и интересными являются американская, шведская, японская и российская модели рынка.
В американской модели рынка труда явное преобладание имеет внешний рынок. Данная модель характеризуется высокой активностью субъектов рынка труда, поощрением конкуренции на рынке труда, ориентацией на индивидуальный успех, низкой социальной защищенностью работников, высоким уровнем безработицы.
Внутренний рынок более всего характерен для японской модели. Эта модель основывается на системе пожизненного найма, при которой гарантии занятости предоставляются работнику компанией вплоть до достижения им предельного трудоспособного возраста. Такая политика занятости позволяет компании осуществлять профессиональную подготовку и повышение квалификации, не опасаясь ухода подготовленных специалистов из компании. При формировании заработной платы большое значение придается стажу работы, что также удерживает работников от перехода в другие организации.
Специфика шведской модели рынка труда заключается в активном государственном регулировании политики занятости, в т.ч. в переподготовке рабочей силы, в повышении ее конкурентоспособности, в создании новых рабочих мест и сдерживании безработицы. Государственная политика солидарности в заработной плате, означающая, что все работники должны получать равную оплату за равный труд вне зависимости от финансового положения работодателя и отрасли не стимулирует работников на смену места работы.
Российская модель рынка труда в настоящее время находится в процессе становления. Она характеризуется переходом от внутреннего к внешнему рынку, являющимся оптимальным для нашей географически огромной страны.
 


RSS
Оставить комментарий
Ваше имя: *
Ваша почта:

 

Комментарий: *

Введите символы: *
Обновить




Реклама на сайте  |  Обратная связь
© 2006-2017 "Jobgrade.ru".
При перепечатке обязательно указание гиперссылки на сайт Jobgrade.ru