Jobgrade.Ru - всё об организации труда, мотивации труда, развитии персонала, официальные документы
JobGrade - Мотивация труда    
     Мотивация и стимулирование труда | Управление ЧР | Организация труда
  Форум     
Поиск по сайту

Разделы сайта
На главную

Мотивация и стимулирование труда
Системы оплаты труда
Системы премирования
Системы социальных льгот
Аспекты стимулирования труда

Управление ЧР
Планирование и подбор персонала
Оценка персонала
Развитие персонала
Трудовые отношения

Организация труда и производства
Научная организация труда
Нормирование труда
Рабочее время и время отдыха
Организационное развитие

Современные технологии менеджмента
Процессные технологии
Технологии бережливого производства
Технологии менеджмента качества
Технологии сбалансированного управления
Технологии аутсорсинга и аутстаффинга

В помощь предпринимателю

В помощь работнику

В помощь студенту
Теории мотивации
Теория организации
Управление персоналом
Экономика труда
Основы менеджмента
Стратегический менеджмент Операционный менеджмент
Финансовый менеджмент
Организационная культура
Организационное поведение
Трудовое право

Официальные документы

Форум

 


Теория социального научения Роттера
  [Раздел: Теории мотивации]

Джулиан Роттер - профессор Коннектикутского университета США в начале 1950-х годов предложил теорию, объясняющую поведение человека в контексте социальных ситуаций. Его теория социального научения – это попытка объяснить, как научаются поведению путем взаимодействия с другими людьми и элементами окружения.


В центре внимания теории социального научения Роттера лежит прогноз поведения человека в сложных ситуациях. Он полагал, что для этого нужно тщательно анализировать взаимодействие ряда переменных: потенциала поведения, ожидания и ценности подкрепления.
Ключ к предсказанию того, что человек будет делать в данной ситуации, лежит в понимании потенциала поведения, то есть в вероятности данного поведения.
Ожидание относится к субъективной вероятности того, что определенное подкрепление будет иметь место в результате специфического поведения. Если люди в прошлом за определенное поведение в данной ситуации получали позитивное подкрепление, они чаще всего повторяют это поведение. Роттер делает различие между теми ожиданиями, которые специфичны только для одной ситуации, и теми, которые являются наиболее общими или применимы к ряду ситуаций. Первые называются специфическими ожиданиями, последние – генерализованными ожиданиями.
Ценность подкрепления – это степень, с которой люди при равной вероятности получения предпочитают одно подкрепление другому. Как и ожидания, ценность различных подкреплений основана на предыдущем опыте людей. Ценность подкреплений определенной деятельности может меняться от ситуации к ситуации с течением времени.
Для того, чтобы предсказать потенциал данного поведения в специфической ситуации, Роттер предлагает следующую формулу:

Потенциал поведения = ожидание + ценность подкрепления

Для определения вероятности поведения в некой ситуации необходимо использовать переменные ожидания и ценности подкрепления.
Роттер рассматривает людей как целенаправленных индивидуумов, которые стремятся максимизировать поощрение и минимизировать либо избежать наказания. Он утверждает, что цели определяют поведение человека в поисках удовлетворения основных потребностей. Осознание целей и потребностей человека предусматривает более генерализованный прогноз поведения, чем прогноз, определенный через ожидание и ценность подкрепления.
Потребности в трактовке Роттера – это набор различных типов поведения, которые схожим образом приобретают те же наборы подкреплений.
Он предложил следующие шесть категорий потребностей, применимых к прогнозу поведения человека:
• статус признания – потребность чувствовать себя компетентным в широком спектре областей человеческой деятельности,
• защищенность – потребность в помощи в защите от неприятностей и в достижении целей,
• доминирование – потребность влиять на жизнь других людей,
• независимость – потребность в принятии самостоятельных решений,
• любовь и привязанность – потребность в принятии и любви других людей,
• физический комфорт – потребность в физической безопасности, хорошем здоровье, свободе от боли.
Роттер предполагает, что каждая категория потребностей состоит из трех основных компонентов:
• потенциал потребности – вероятность того, что данное поведение приведет к удовлетворению определенной категории потребностей,
• ценность потребности – средняя ценность набора подкреплений,
• свобода деятельности и минимальная цель – ожидание человека, что определенное поведение приведет к подкреплениям, связанным с одной из шести категорий потребностей; уровень минимальной цели относится к низшей точке, в которой подкрепление продолжает восприниматься человеком позитивно.
Обобщенная формула Роттера прогноза поведения человека в повседневных ситуациях:

Потенциал потребности = свобода деятельности + ценность потребности

Это уравнение показывает, что два отдельных фактора определяют потенциал выстраивания поведения, направленного на удовлетворение определенных нужд. Первый фактор – свобода деятельности человека или общее ожидание, что данное поведение приведет к удовлетворению потребности. Второй фактор – ценность, которую человек придает потребности, связанной с ожиданием или достижением каких-то целей. Роттеровская общая формула прогноза означает, что человек склонен стремиться к целям, достижение которых будет подкреплено, и ожидаемые подкрепления будут иметь высокую ценность. По мнению Роттера, при условии, что нам известны эти факты, возможен точный прогноз в отношении того, как будет вести себя человек.
Большая часть исследований, которые были проведены в соответствии с теорией Роттера, сосредотачивались на личностной переменной, называемой локус контроля. Являясь стержнем теории социального научения, локус контроля представляет собой обобщенное ожидание того, в какой степени люди контролируют подкрепления в своей жизни. Различают экстернальный и интернальный локусы контроля. Люди с экстернальным локусом контроля полагают, что их успехи и неудачи регулируются внешними факторами, такими как судьба, удача, счастливый случай, влиятельные люди и непредсказуемые силы окружения. «Экстерналы» верят в то, что они заложники судьбы. Напротив, люди с интернальным локусом контроля верят в то, что удачи и неудачи определяются их собственными действиями и способностями. «Интерналы» поэтому чувствуют, что они в большей степени влияют на подкрепления, чем люди с экстернальной ориентацией локуса контроля.
В действительности, какие – то люди очень экстернальны, какие-то очень интернальны, а большинство находится между двумя экстремумами. Роттер разработал метод определения локуса контроля у конкретного человека, так называемую шкалу И-Э, состоящую из 23 пар утверждений. Были проведены многочисленные исследования поведения «экстерналов» и «интерналов» в различных ситуациях и при решении различных задач. Так, например, «экстерналы» намного сильнее подвержены социальному воздействию, чем «интерналы». «Интерналы» не только сопротивляются постороннему воздействию, но также, когда имеется возможность, стараются контролировать поведение других людей.
 


RSS
Оставить комментарий
Ваше имя: *
Ваша почта:

 

Комментарий: *

Введите символы: *
Обновить




Реклама на сайте  |  Обратная связь
© 2006-2017 "Jobgrade.ru".
При перепечатке обязательно указание гиперссылки на сайт Jobgrade.ru