Jobgrade.Ru - всё об организации труда, мотивации труда, развитии персонала, официальные документы
JobGrade - Мотивация труда    
     Мотивация и стимулирование труда | Управление ЧР | Организация труда
  Форум     
Поиск по сайту

Разделы сайта
На главную

Мотивация и стимулирование труда
Системы оплаты труда
Системы премирования
Системы социальных льгот
Аспекты стимулирования труда

Управление ЧР
Планирование и подбор персонала
Оценка персонала
Развитие персонала
Трудовые отношения

Организация труда и производства
Научная организация труда
Нормирование труда
Рабочее время и время отдыха
Организационное развитие

Современные технологии менеджмента
Процессные технологии
Технологии бережливого производства
Технологии менеджмента качества
Технологии сбалансированного управления
Технологии аутсорсинга и аутстаффинга

В помощь предпринимателю

В помощь работнику

В помощь студенту
Теории мотивации
Теория организации
Управление персоналом
Экономика труда
Основы менеджмента
Стратегический менеджмент Операционный менеджмент
Финансовый менеджмент
Организационная культура
Организационное поведение
Трудовое право

Официальные документы

Форум

 


Эволюция подходов, школ и теорий мотивации труда. Административный подход
  [Раздел: Теории мотивации]

В настоящее время существует множество подходов, школ и теорий мотивации трудовой деятельности, выработанных человечеством за истекший период времени. Накоплен значительный теоретический и практический материал, проведено большое количество исследований

Эволюция подходов, школ и теорий мотивации труда. <o:p></o:p>

<o:p> </o:p>Административный подход

<o:p> </o:p>

В настоящее время существует множество подходов, школ и теорий мотивации трудовой деятельности, выработанных человечеством за истекший период времени. Накоплен значительный теоретический и практический материал, проведено большое количество исследований. Для осмысления эволюции в области мотивации труда необходимо провести систематизацию уже имеющихся научных знаний. Для этого выделим вначале четыре определяющих аспекта мотивации труда и сформируем на их основе четыре главных подхода.

Административный аспект мотивации заключается в регламентации труда, в стремлении усовершенствовать организацию труда, в ужесточении трудовой дисциплины, в разработке и применении различных систем административных наказаний и поощрений.

Экономический аспект заключается в разработке и применении систем материального стимулирования направленных на адекватное вознаграждение результатов труда.

Социальный аспект мотивации трудовой деятельности учитывает то, что человек в процессе труда включен в определенный коллектив, испытывает чувства принадлежности и причастности, нуждается в признании своего труда и его результатов семьей, группой, обществом.

Психологический аспект – это учет в процессе мотивации разнообразных и неповторимых индивидуальных черт личности, ее потребностей, ценностей, ожиданий и т.д.

В практической трудовой деятельности в различных комбинациях и пропорциях, как правило, присутствуют все аспекты мотивации.

В основе того или иного подхода к мотивации, лежит учет определенного аспекта мотивации. Существует четыре главных подхода к мотивации: административный, экономический, социальный и психологический.

Проанализируем эти подходы к мотивации труда с учетом созданных  в их рамках теорий, а также возникших школ мотивации; выясним как проходила эволюция этих подходов и какова их роль в практике мотивации труда.<o:p></o:p>

Административный подход имеет два основных вида; административно -командный и административно – организационный.

Самым древним подходом к мотивации,  безусловно является административно-командный. За тысячи лет до того как слово «мотивация» вошло в лексикон руководителей и научных работников, было хорошо известно, что можно намеренно воздействовать на людей для успешного выполнения задач организации при помощи метода «кнута и пряника». В древних преданиях и античных мифах можно найти множество историй, в которых короли держали награду перед глазами предполагаемого героя или заносили меч над его головой. Однако королевские дочери и сокровища предлагались немногим. Просто принималось как само собой разумеющееся, что люди будут благодарны за все, что  позволило бы им и их семьям выжить.

Проблема  удовлетворения потребности  личности  в безопасности   является  питательной  основой  для  применения  различных  вариантов  административно-командного  подхода  и  в  наши  дни. Особенно  это  актуально  для  тоталитарных  государств,  для  государств,  где  отсутствуют  основные  демократические  свободы,  для  государств имеющих очень  низкий уровень жизни  и  занятости, для государств  переживающих  экономические  кризисы.

Административно-организационный подход к мотивации обычно  связывают с классической (административной школой в управлении, родоначальником которой  является  Анри  Файоль (1841-1925), французский горный инженер выдающийся менеджер-практик. Основным трудом Файоля является  работа «Общее и промышленное управление», написанная в 1916 году. В этой работе он сформулировал четырнадцать принципов управления, от которых, как он считал, зависит успешная деятельность организации и трудовая активность ее работников. Основные принципы:<o:p></o:p>

- разделения труда (повышает квалификацию и уровень выполнения работы),

- власть (право отдавать команды и нести ответственность за  результаты)<o:p></o:p>

- дисциплина (четкое и ясное взаимопонимание между рабочими и менеджерами),

- единство распорядительства (распоряжение только от одного руководителя и подотчетность только одному руководителю),

- единство руководства (один руководитель и единый план для каждого набора действий по достижению единых целей),

- порядок (все должны знать свое место в организации).

Одним из видных представителей классической школы и административно-организационного подхода к мотивации труда также является немецкий юрист и социолог Макс Вебер (1864-1920). По мнению Вебера только бюрократический «идеальный» тип организации  способствует  достижению его наибольшей эффективности производства. Главное место в такой организации занимают различные «бюро», основные функции которых остаются неизменными и не зависят от перемещения и взглядов отдельных работников этих организаций.

В своей основной работе «Теория социально-экономической организации» Вебер так сформулировал принципы построения «идеальной» организации:

- вся деятельность организации расчленяется  на простейшие элементарные операции, выполнения которых формально закрепляется за отдельными звеньями,<o:p></o:p>

- каждый руководитель наделяется формально закрепленной властью, авторитетом и правами. Организация строится на соблюдении принципа иерархии; каждый член организации подчиняется должностному лицу, занимающему вышестоящее положение по служебной лестнице;

- разрабатываются четкие правила, инструкции и стандарты, определяющие порядок работы и ответственность каждого члена организации;

- в организации должна действовать четкая система контроля и санкций.

Английский исследователь и консультант по вопросам управления Линдалл Урвик  в работе «элементы администрирования» также разработал принципы построения формальной организации, которые существенно влияют на мотивацию сотрудников этой организации;<o:p></o:p>

- соответствие людей структуре. Вначале разрабатывается структура организации, а затем подбираются  специалисты в полном соответствии с требованиями структуры;<o:p></o:p>

- сопоставимость прав и ответственности. Любой линейный руководитель должен иметь власть, соответствующую и равную ответственности;

- диапазон контроля. Количество лиц, которым эффективно может управлять руководитель,

- определенность. Определенности в деятельности  организации  можно добиться, если для каждой должности письменно определены права, обязанности, ответственность и взаимосвязи с другими работниками.

Таким образом, административный подход к мотивации труда, являлся главным подходом на протяжении многих веков. Люди побуждались к более эффективному труду при помощи страха – страха потерять жизнь, свободу, близких, работу.

В 20-м столетии административный подход был обогащен попыткой жесткого регламентирования организации труда.

 
дфкшыф в 2010-02-16 08:43:49 пишет:
Хотелось бы посмотреть всю работу!
[Ответить]
Елена в 2010-08-18 04:37:25 пишет:
хочется посмотреть всю работу.
[Ответить]
эльмира в 2011-04-18 07:03:19 пишет:
хотелось бы просмотреть всю работу
[Ответить]
Виктория в 2011-05-23 01:55:36 пишет:
Нам по этой книге лекции читали в универе, слово в слово совпадает
[Ответить]
Ирина в 2011-09-25 07:15:45 пишет:
Да уж очень хочется всю работу увидеть!!
[Ответить]

Страницы: 1

RSS
Оставить комментарий
Ваше имя: *
Ваша почта:
Комментарий: *

Введите символы: *
Обновить




Реклама на сайте  |  Обратная связь
© 2006-2017 "Jobgrade.ru".
При перепечатке обязательно указание гиперссылки на сайт Jobgrade.ru