Структура психики
Психика выполняет функцию объединения и интерпретации информации о мире для соотнесения ее с потребностями человека и соответствующего регулирования его поведения.
Структура психики представляет собой сложную многомерную и многоуровневую функциональную систему, состоящую их трех крупных блоков – блока психических процессов, блока психических состояний и блока психических свойств.
Психические процессы отражают изменения во времени различных составляющих психики человека.
Различают три типа психических процессов – процессы психической регуляции, познавательные процессы и коммуникативные процессы. Процессы психической регуляции обеспечивают направленность, интенсивность и временную организацию поведения человека. Они включают в себя мотивацию, эмоции, принятие решений, контроль.
Мотивация представляет собой психический процесс, обеспечивающий уровень энергетики и направленность поведения.
Эмоции – это психический процесс, формирующий избирательное отношение человека к различным аспектам действительности.
Принятие решения – психический процесс, заключающийся в субъективной оценке и выборе варианта действия, который позволит достичь оптимального результата.
Контроль – это процесс, обеспечивающий посредством механизма обратной связи регуляцию целеустремленного поведения человека.
Познавательные процессы обеспечивают отражение окружающего мира и преобразование информации. Они, во-первых, включают в себя процессы ощущения и восприятия, отражающие реальность путем непосредственного воздействия сигналов на органы чувств человека и формирующие первичные образы. Вторая группа познавательных процессов (память, представление и воображение) благодаря фиксации, воспроизведению и преобразованию первичных образов формирует вторичные образы. На основе вторичных образов строится система личного опыта и функционирует мышление.
Мышление – это процесс опосредованного и обобщенного познания действительности. Результатом мышления является субъективно новое знание.
Внимание является психическим процессом, который связывает познавательную и психорегулятивную сферу.
Коммуникативные процессы обеспечивают общение между людьми, выражение и понимание их мыслей и чувств. Важнейшими инструментами коммуникативного процесса является язык и речь.
Язык – это система знаков, соотнесенная с системой значений.
Речь представляет собой целенаправленное использование языка для регуляции взаимодействия между людьми.
Психические свойства – это индивидуально-психологические особенности людей, определяющие постоянные способы их взаимодействия с миром. Основными свойствами психики человека являются темперамент, способности, личностные черты.
Темперамент определяет динамику психической деятельности человека.
Способности – это психические свойства, определяющие продуктивность деятельности человека. Они влияют на скорость и легкость овладения знаниями и навыками.
Личностные черты характеризуют индивида как систему его субъективных отношений к себе, к окружающим людям и миру в целом. Совокупность личностных свойств образует структуру личности.
Психические состояния – это относительно неизменные во времени внутренние целостные характеристики индивидуальной психики. Они занимают промежуточное состояние между психическими процессами и свойствами. Основными характеристиками психических состояний являются:
— эмоциональные (тревога, радость, печаль),
— активационные (уровень интенсивности психических процессов),
— тензионные (уровень психического напряжения),
— временные (длительность состояния),
— знак состояния (благоприятное или неблагоприятное для деятельности).