Роль эмоций в деятельности человека
Эмоции определяются как переживание человека своего отношения к какой-то ситуации, к другим людям или к себе. Различают положительные (радость, восторг) и отрицательные (гнев, горе, страх) эмоции.
Эмоции могут отличаться интенсивностью, длительностью, а также степенью осознанности причин их появления. Исходя из этих критериев, эмоции могут проявляться в виде настроения, собственно эмоций и аффекта.
Настроение – это слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина появления которого человеку не всегда ясна. Настроение в виде эмоционального фона у человека присутствует всегда и может повышать или понижать его трудовую активность.
Собственно эмоции – это более кратковременное, но достаточно сильно выраженное переживание человеком радости, горя, страха и др. Они имеют хорошо осознаваемую причину появления.
Аффект – быстро возникающее, очень интенсивное и кратковременное эмоциональное состояние, вызываемое особо значимым для человека стимулом. Поведение человека при аффекте становится импульсивным; резко снижается его способность к переключению внимания, так как оно полностью сфокусировано на виновнике аффекта.
Эмоции, выполняя ряд важных функций, играют существенную роль в трудовом поведении человека.
- Отражательно-оценочная роль эмоций – эмоции дают субъективную окраску происходящему вокруг человека и в нем самом.
- Управляющая роль эмоций – возникновение того или иного отношения к какому-то объекту или событию влияет на деятельность и работоспособность человека, тем самым управляет его поведением.
- Защитно — мобилизующая роль эмоций выявляется при возникновении страха. Страх предупреждает человека о реальной или мнимой опасности, тем самым защищая от неприятных для него последствий, а также мобилизует резервы человека при его активных действиях.
- Сигнальная роль эмоций связана с воздействием человека на другой живой объект. Эмоции, благодаря изменению психомоторики и физиологических параметров человека, имеют внешнее выражение (мимика, пантомима, голос и др.). Тем самым человек сообщает другому живому объекту о своем состоянии и своих намерениях.
Избыточное эмоциональное напряжение не всегда благоприятствует деятельности человека, поэтому применяются следующие приемы для его снижения:
— сосредоточение внимания на технических деталях задания, а не на значимости результата,
— получение дополнительной информации, снимающей неопределенность ситуации,
— разработка запасной стратегии достижения цели в случае неудачи основной стратегии,
— снятие эмоционального напряжения путем физической нагрузки,
— активизация чувства юмора.