Феномены поведения человека при принятии решений
С точки зрения психологической теории, принятие решения – это совокупность психических процессов по определению возможных вариантов действия, оценки их полезности и вероятностей, выбора одного из этих вариантов и оценки правильности сделанного выбора.
При осуществлении этих психических процессов существует вероятность проявления психологических ловушек — феноменов, возникающих вследствие отклонения поведения людей при осуществлении выбора в условиях неопределенности и ограниченности времени.
Наиболее часто встречающимися феноменами являются:
- феномен эвристики доступности (феномен Хогарта) – оценка человеком вероятности событий зависит от того, насколько легко подобное событие всплывает в памяти,
- феномен веры в контролируемость событий (феномен Ланге) — оценка человеком вероятности событий зависит от того, насколько высока его вера в возможность проконтролировать это событие,
- феномен желаемого результата (феномен Ирвина) — оценка человеком вероятности событий завышается в случае его желаемости, и, наоборот,
- феномен переоценки событий с малыми вероятностями и недооценки событий с большими вероятностями (феномен Канемана),
- феномен «якорный эффект» — на оценку человеком вероятности событий большое влияние оказывает ранее полученная субъективная внешняя информация (якорь) об этом событии,
- феномен склонности к подтверждению (феномен Кориата) – человек, приняв решение, склонен искать в собственной памяти то, что подтверждает правильность принятого решения, а не то, что противоречит ему. Отсюда следует, что человек переоценивает правильность принятого решения, при этом, чем труднее решаемая задача, тем выше степень переоценки правильности решения,
- феномен позитивного сдвига рисков (феномен Стоунера) – группе, принимающей решение, свойственно принятие более рискованного решения, чем в том случае, когда решение принимается индивидумом,
- феномен «поглощения проблемой» — доминирование процесса по достижению цели над самим достижением цели,
- феномен «универсальной альтернативы» — выбор решения осуществляется по стереотипу, шаблонно, на основании предыдущего опыта,
- феномен доминирования первой альтернативы – альтернатива, разработанная или рассмотренная первой, часто переоценивается по сравнению с другими альтернативами,
- феномен реактивного сопротивления – в случае внешнего грубого навязывания альтернативы человек склонен к неприятию такого давления, и, как следствие, к принятию иной альтернативы,
- феномен группового мышления (феномен Яниса) – проявляется при групповом принятии решения и означает необоснованный оптимизм, построенный на иллюзии неуязвимости членов группы, а также означает навязывание группой каждому индивиду норм поведения, побуждающих ее членов игнорировать моральные последствия принимаемых решений.