Классификация управленческих решений

 В современной организации на всех уровнях ее иерархии ежеминутно и ежесекундно принимается большое количество управленческих решений различного характера. Всех их можно классифицировать по следующим критериям:

  • степень важности и влияния на будущее организации – различают стратегические (общее направление развития организации), тактические (решения в рамках определенного периода по реализации стратегии) и оперативные (текущие) решения,
  • масштаб – глобальные (охватывают всю организацию) и локальные (затрагивают отдельные подразделения, отдельные виды деятельности организации, отдельные уровни управления, отдельных сотрудников),
  • продолжительность периода реализации – долгосрочные (более 5 лет), среднесрочные (до 5 лет), краткосрочные (до 1 года),
  • направленность воздействия – внутренние (внутренняя среда организации) и внешние (внешняя среда организации),
  • обязательность исполнения — директивные (обязательные для исполнения), рекомендательные (не являются обязательными для исполнения), ориентирующие (определяют направление деятельности различных подсистем организации),
  • функциональное назначение – планирующие (определение методов и способов выполнения действий), организационные (реализация плана действий), координирующие (концентрируют усилия возле проблемы), контролирующие (направлены на оценку результата), активизирующие (мобилизация и стимулирование персонала), информационные (ознакомление исполнителей с необходимыми сведениями, промежуточными и конечными результатами),
  • способ принятия – интуитивные (на основе ощущения и предвидения руководителя), адаптивные (на основе знаний и опыта руководителя), рациональные (на основе научного анализа проблемы),
  • стиль принятия – уравновешенные (с учетом баланса интересов всех заинтересованных сторон), импульсивные (внезапные, основанные на неожиданном озарении руководителя), инертные (с задержкой во времени, под давлением проблемы), рискованные (с высокой степенью неопределенности), осторожные (с учетом тщательной оценки, при повышенной ответственности),
  • форма принятия – индивидуальные (единоличное принятие решения без обсуждения и учета мнения других лиц), коллегиальные (решение принимается группой лиц – комитетом, правлением, советом директоров, к обсуждению проблемы привлекаются специалисты), коллективные (решение принимается акционерным собранием, общим собранием, трудовым коллективом),
  • уровень стандартности – запрограммированные (структурированное и стандартизированное решение, алгоритм которого известен заранее), незапрограммированные (решение творческое с элементами новизны и неопределенности),
  • использование ресурсов – с ограничением (решение отражает рамки привлекаемых ресурсов для его реализации), без ограничения (решение не содержит ограничений по ресурсам).