Классификация проблем и ситуаций

  Проблема – это сложный теоретический вопрос или практическая ситуация, требующая разрешения. Появление проблем может быть обусловлено различными причинами. Основными причинами возникновения проблем являются непредвиденные обстоятельства, целенаправленные действия, неправильные стандарты и случайные ошибки.

  Существует ряд признаков, позволяющих классифицировать проблемы. Проблемы, применительно к организации, классифицируются по таким признакам  как:

  • содержание проблемы – экономические, организационные, социально-психологические, технические и иные проблемы,
  • отношение к организации – внешние, внутренние, стыковые проблемы,
  • степень структурированности – хорошо структурированные, слабо структурированные, неструктурированные проблемы,
  • уровень решения – общесистемные, подсистемные и элементные проблемы,
  • срочность решения – срочные, средней срочности, несрочные, накапливаемые проблемы,
  • способы решения – интенсивно решаемые проблемы и проблемы, экстенсивно решаемые,
  • важность – особой важности проблемы и проблемы средней важности,
  • степень открытости и понимания – проблемы, лежащие на поверхности, скрытые проблемы,
  • возможность предвидения – предсказуемые и непредсказуемые проблемы,
  • степень управляемости – полностью управляемые, частично управляемые и неуправляемые проблемы,
  • масштаб – общеорганизационные проблемы, проблемы функционального направления и проблемы структурного подразделения,
  • возможность решения – решаемые проблемы, проблемы не решаемые в данных условиях и проблемы не решаемые в принципе.

  Проблемы могут возникать в рамках определенных ситуаций, т.е. в рамках  определенного сочетания условий и обстоятельств. Ситуации, так же как и проблемы классифицируются по определенным признакам:

  • по отношению к источникам возникновения – ситуации внешней среды, внутренней или микросреды и ситуации взаимодействия микросреды и внешнего окружения,
  • по сложности – простые и сложные ситуации,
  • по содержанию – производственные, экономические, технические, организационные, социальные и психологические ситуации,
  • по причине возникновения – ситуации, связанные с сохранением нормального функционирования объекта; ситуации связанные с появлением новой цели; ситуации, связанные с возникновением случайных обстоятельств; ситуации, связанные с искусственно создаваемыми трудностями.