Генерирование альтернатив решения

 Генерирование альтернатив управленческого решения – это всегда творческий процесс. Для осуществления творческого процесса разработчики УР с одной стороны должны обладать определенными индивидуальными способностями, а с другой стороны должны владеть арсеналом методов, активизирующих выработку вариантов решения.

  К индивидуальным креативным способностям, которыми должны обладать разработчики УР, относится:

— способность  выполнять оценку проблемы быстро и всесторонне,

— способность к пониманию новой точки зрения и к своевременному отказу от ранее усвоенной,

— способность отходить от шаблонного подхода,

— способность к абстрагированию и конкретизации.

 К арсеналу методов, позволяющих организовать генерирование альтернатив УР, относится ряд эффективных и популярных методов.

  • Метод «мозгового штурма» — базируется на возможности повышения творческой активности человека, которая в обычных условиях сдерживается по различным психологическим и коммуникативным причинам. Активизация творческого потенциала происходит благодаря групповой организации креативного процесса. В процессе «мозгового штурма» каждый участник группы, может высказывать самые различные идеи по поводу вариантов решения без каких-либо требований к их обоснованности и осуществимости. Все предложения принимаются в рамках благоприятной творческой атмосферы, без критических замечаний коллег. Затем поступившие идеи структурируются, анализируются, оцениваются, отбираются и становятся основой пакета альтернатив.
  • Метод «синектики» — предназначен для генерирования альтернатив путем ассоциативного мышления и поиска аналогий. Цель аналогий – поменять привычное представление о хорошо известных вещах, взглянуть по — новому на проблемную ситуацию. Используется четыре вида аналогий: прямая аналогия (изучение способов решения аналогичных задач в других отраслях теории и практики), личная аналогия (вживание в образ рассматриваемого объекта изучения), символическая аналогия (символическое описание объекта изучения), фантастическая аналогия (поиск решения в фантастике, сказках, мифах). В отличие от «мозгового штурма» члены группы (синекторы) должны быть специально подготовленными к совместной работе в рамках этого метода, быть психологически совместимыми, иметь практический опыт и гибкость мышления. На первом этапе работы группы непривычное путем поиска аналогий делается привычным, на втором этапе – происходит возвращение к исходной проблеме, но уже с набором альтернатив.
  • Метод Дельфи – предназначен для выработки альтернатив в тех случаях, когда сбор группы невозможен, но время для решения этой задачи не ограничено. Процедура заключается в следующем: готовится перечень вопросов по проблемной ситуации, вопросы направляются каждому члену группы, каждый участник отвечает на вопросы анонимно, результаты ответов собираются в центре, происходит обработка ответов и готовится интегральный документ, члены группы знакомятся с этим документом и опять дают свои предложения, так происходит несколько раз до достижения согласованного пакета альтернатив.