Международно-правовое регулирование профсоюзной деятельности

  Международное регулирование профсоюзной деятельности отражено в правовых актах Организации Объединенных Наций и Международной организации труда.

  Всеобщая декларация прав человека 1948 года статьей 23 провозгласила право каждого человека на создание  профессиональных союзов и вхождение в них для защиты своих интересов.

  Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года статьей 8 обязал страны, ратифицировавшие Пакт признать и обеспечить право каждого человека на создание для осуществления и защиты своих экономических и социальных интересов профессиональных союзов и вступление в таковые по своему выбору. Кроме этого, эти страны должны признать право профессиональных союзов образовывать национальные федерации, конфедерации, международные профессиональные организации, а также право профессиональных союзов функционировать беспрепятственно без каких-либо ограничений, кроме тех, которые необходимы в интересах государственной безопасности или общественного порядка.

  Конвенция МОТ 1948 года № 87 «О свободе объединений и защите права объединяться в профсоюзы» определила статьями 2–10 Конвенции следующие положения — работники и работодатели имеют право создавать организации без предварительного на то разрешения, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам этих последних. При этом термин «организация» в данном контексте означает всякую организацию работников или работодателей, имеющую целью обеспечение и защиту интересов работников или работодателей.  Организации работников и работодателей имеют право вырабатывать свои уставы и административные регламенты, свободно выбирать своих представителей, организовывать свой аппарат и свою деятельность и формулировать свою программу действий. Государственные власти воздерживаются от всякого вмешательства, способного ограничить это право или воспрепятствовать его законному осуществлению. Организации работников и работодателей не подлежат роспуску или временному запрещению в административном порядке. Что касается конкретно профсоюзного движения, то статья 11, говорит о том, что каждый член МОТ, ратифицировавший Конвенцию, гарантирует работникам и работодателям свободное осуществление права на объединение в профсоюзы.

 Конвенция МОТ 1949 года № 98 «О применении принципов права на объединение в профсоюзы и на ведение коллективных переговоров» статьями 1-3 установила следующие нормы — работники пользуются надлежащей защитой против любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы профсоюзного объединения при приеме на работу. Такая защита применяется, прежде всего, в отношении попыток подчинить прием работника на работу или сохранение им работы условию, чтобы он не вступал в профсоюз или вышел из профсоюза. Кроме этого эта защита не позволяет увольнять или любым другим способом наносить ущерб работнику на том основании, что он является членом профсоюза или принимает участие в профсоюзной деятельности в нерабочее время или, с согласия работодателя, в рабочее время.

 Рекомендация МОТ 1971 года № 143 «О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях» внесла ряд важных предложений по защите  членов профсоюзов, представляющих интересы работников, а также по предоставляемым им возможностям:

  • представителям трудящихся на предприятии должна быть обеспечена эффективная защита против любого действия, которое может нанести им ущерб, включая увольнение, основанное на их участии в профсоюзной деятельности,
  • представителям трудящихся должны быть предоставлены на предприятии соответствующие возможности, позволяющие им быстро и эффективно выполнять свои функции, в том числе:

— необходимое свободное от работы время, без потери заработной платы и  социальных пособий, для выполнения ими функций по представительству,

— необходимое свободное время для участия в профсоюзных собраниях, учебных курсах, семинарах и конференциях,

— доступ ко всем рабочим местам на предприятии чтобы дать им возможность выполнения их функций по представительству,

— доступ без необоснованной задержки к администрации предприятия,

— материальные возможности и информацию, которые могут быть необходимы для выполнения функций по представительству.