Международно-правовое регулирование коллективных договоров

 Международная организация труда наработала достаточный объем необходимых правовых норм для организации коллективных переговоров и заключения коллективных договоров.

  Филадельфийская декларация 1944 года провозгласила обязательство МОТ по признанию странами мира права на коллективные переговоры и сотрудничество рабочих и предпринимателей в подготовке и применении мер социального и экономического порядка.

 Конвенция МОТ 1949 года № 98 «О применении принципов права на объединение в профсоюзы и на ведение коллективных переговоров» стала первой Конвенцией посвященной этой задаче и установившей право на  ведение переговоров на добровольной основе между работодателями и представителями работников с целью регулирования условий труда путем заключения коллективных договоров.

 Конвенция МОТ 1981 года № 154 «О содействии коллективным переговорам» в статье 2 раскрыла сам термин “коллективные переговоры”. Коллективные переговоры означает все переговоры, которые проводятся между работодателем (организацией работодателей) и организацией (организациями) работников в целях:

 — определения условий труда и занятости,

— регулирования отношений между работодателем и работниками.

Статья 5 Конвенции установила, что для содействия коллективным переговорам должны приниматься меры, которые направлены на то, чтобы:

— коллективные переговоры были возможны для всех работодателей и всех категорий работников,

         — поощрялась разработка правил процедуры ведения коллективных переговоров,

         — органы и процедуры разрешения трудовых конфликтов содействовали коллективным переговорам.

  Рекомендация МОТ 1981 года № 163 дополнила Конвенцию №154 в части средств содействия коллективным переговорам, которые заключаются:

     — в содействии созданию и развитию на добровольной основе свободных, независимых и представительных организаций работодателей и работников,

   — в принятии мер, чтобы коллективные переговоры могли проходить на любом уровне —  на уровне предприятия, отрасли либо на региональном или национальном уровне, при этом, стороны, ведущие переговоры, должны обеспечивать координацию между этими уровнями,

  — в принятии мер по соответствующей подготовке сторон, ведущих коллективные переговоры,

   — в наделении сторонами, ведущими коллективные переговоры, своих участников переговоров полномочиями, необходимыми для ведения и завершения переговоров.

 Рекомендация МОТ 1951 года № 91 посвящена ряду положений по процедуре заключения коллективных договоров. Коллективным договором, согласно Рекомендации, является всякое письменное соглашение относительно условий труда и найма между работодателем или группой работодателей и, с другой стороны, одной или несколькими представительными организациями работников.

Из коллективных договоров вытекают следующие обязательства:

        — работодатели и работники, связанные коллективным договором, не должны включать в трудовые договоры условия, противоречащие положениям коллективного договора,

       — положения трудовых договоров, которые более благоприятны для работников, чем положения коллективного договора, не должны считаться противоречащими коллективному договору,

       — положения коллективного договора должны распространяться на всех работников, работающих на охватываемых коллективным договором предприятиях, если в нем не предусматривается иного.

       Контроль соблюдения коллективных договоров должен производиться участвующими в них организациями работодателей и работников или же органами, специально создаваемыми для этой цели.

      Законодательство отдельных стран может предусматривать в частности:

      — регистрацию коллективных договоров и текстов всех вносимых в них в дальнейшем изменений,

       — установление минимального срока, в течение которого коллективные договоры должны считаться действительными.