Как не допустить творческого выгорания

В мире существует множество творческих профессий и масса творческих людей. Творчество – это одна из самых интересных и важных областей человеческой деятельности. Потребность личности к творчеству и саморазвитию, как известно, находится на вершине знаменитой «пирамиды Маслоу».

К творческим профессиям относятся не только  профессии, традиционно требующие креативных способностей – писатели, музыканты, художники, драматурги и т.д., но и  профессии присущие любой производственной или коммерческой организации – менеджеры, специалисты отделов продаж, программисты, инженеры-разработчики новой техники и технологий и др.

Постоянное профессиональное решение творческих задач, требует от сотрудника занимающего креативную должность непрерывного  генерирования новых идей и постоянного нахождения в креативном тонусе.

Рано или поздно каждый креативный человек сталкивается с рядом проблем, резко тормозящих творческий процесс и не позволяющих ему достичь поставленных целей.

Самой сложной проблемой является то, что ритмы производственной и творческой деятельности человека не совпадают. Производственная деятельность требует от  креативного работника, чтобы он в течение всего своего рабочего времени  стабильно выдавал блестящие идеи. Ритм творческой деятельности не привязан к графику работы и предполагает как пики высокой продуктивности, так и глубокие спады.

В мире разработано достаточно методик и практик, позволяющих креативным людям синхронизировать  производственный и креативный ритмы и, таким образом, поддерживать свою творческую активность на высоком уровне на протяжении всей трудовой жизни.

Одна из таких методик предполагает использование творческими работниками следующих приемов:

  • концентрация на принципиальных направлениях – этот прием предполагает фокусирование креативного работника на заранее определенном проекте, быстрое и глубокое погружение в него,
  • исключение шаблонного подхода – критический анализ ранее успешных решений, применение которых в данном проекте могут привести в тупик,
  • формулирование поставленной перед творческим работником задачи в форме 3 — 5 конкретных вопросов – использование такого приема позволяет человеческому разуму быстрее находить оптимальные решения,
  • группировка сходных задач в блоки – объединение проектов, требующих аналогичного хода мыслей минимизирует психологические потери при переключении внимания творческого работника с одной задачи на другую,
  • объединение креативных людей в сообщества – данный прием позволяет получить синергетический эффект в творческом процессе благодаря возможности обмена с коллегами идеями и критическими мыслями, соревновательности, коллективной вовлеченности в задачу,
  • поиск и систематизация персональных креативных ресурсов, способных стимулировать творческое озарение и быть источниками творческого вдохновения – такими ресурсами для конкретного человека могут стать различные программы обучения, подбор и анализ определенной информации (в т.ч. литературы), периодическая смена занятий и привычного образа жизни (напр. путешествие), встреча с нужными людьми, глубокий отдых и т.д.