Школа монополистической конкуренции. Эдвард Чемберлин

Эдвард Чемберлин (1899 – 1967) – американский экономист, основоположник теории монополистической конкуренции.

Жизненный путь. Родился в городке Ла-Коннер штат Вашингтон в семье священника. После окончания школы  поступил в университет штата Айовы, где изучал политическую экономию. Докторскую диссертацию по проблемам монополистической конкуренции защитил в Гарвардском университете и там же до конца жизни занимался преподавательской работой.

Основные работы. «Теория монополистической конкуренции» (1933),  «Пропорциональность, делимость и экономия от масштаба» (1948), «На путях к более к более общей теории стоимости» (1957).

Экономические взгляды и идеи.

  • Монополистическая конкуренция ломает стену между конкуренцией и монополией, соединяет одну с другой, конструирует теорию, которая вмещает в себя ту и другую, не нарушая, однако, различия между ними.
  • Монополия обычно означает контроль над сбытом и, следовательно, над ценой. Чистая конкуренция состоит в том, что никто не обладает никакой степенью такого контроля.
  • Первый путь соединения монополии и конкуренции представлен рынком одинаковых товаров. Это соединение имеет место при соединении небольшого числа продавцов – олигополия.
  • Второй путь соединения монополии и конкуренции – это рынок разнообразных товаров. На таком рынке определяющим фактором становится дифференциация продукта.
  • Основным признаком дифференцированного продукта является наличие у товара или услуги одного из продавцов какого-либо существенного отличительного признака. Дифференциация может базироваться как на определенных свойствах продукта (качество, форма, цвет, стиль, фабричная марка, упаковка) так и на особенностях торговой фирмы (ее местонахождение, репутация, организация продаж, стиль работы с клиентами и т.д.).
  • Там, где продукт дифференцирован, продавец одновременно является и конкурентом, и монополистом. Пределы же власти таких монополистов ограничены, поскольку контроль над предложением товаров частичный вследствие существования товаров-заменителей и возможной высокой эластичности спроса по цене.
  • Цены – не решающий инструмент конкуренции, поскольку в создании спроса основной акцент делается на рекламу, качество товара, обслуживание потребителей. Это означает, что в условиях монополистической конкуренции эластичность спроса по цене падает при возрастании эластичности спроса по качеству.
  • В масштабе всего общества переход к состоянию монополистической конкуренции ведет к тому, что потребители платят за товары дороже, выпуск товаров меньше потенциально возможного и, как следствие, имеет место недогрузка производственных мощностей и безработица.
  • Издержки сбыта – это издержки приспособления спроса к продукту, а издержки производства – издержки приспособления продукта к спросу.
  • При увеличении объема выпуска продукции издержки производства сокращаются, а издержки сбыта дополнительной продукции растут. Вследствие этого в условиях монополии по дифференциации продукта в долгосрочном плане избыточная прибыль не возникает.
  • Рынок любого единичного производителя в условиях монополистической конкуренции определяется тремя основными факторами: ценой продукта, особенностями продукта и расходами по сбыту.