Экономические учения Древнего Востока

Самыми яркими и значительными памятниками экономической мысли Древнего Востока являются законы Хаммурапи (Вавилон), идеи Конфуция (Китай) и трактат «Артхашастра» (Индия).

Главной целью, провозглашенной вавилонским царем Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э) при создании кодекса законов, явилось установление в стране всеобщей справедливости. Гарантом этого и источником всяческих благ объявлялся царь. Основная часть кодекса – это статьи законов, их в своде насчитывается несколько сотен. Большинство статей направлены на защиту права собственности, причем приоритет имели государственное имущество и собственность царя. Любой гражданин Вавилона, посягнувший на чужую собственность, карался обращением в рабство, либо смертной казнью. Правитель обладал исключительным правом распоряжаться всей землей в государстве, а общины платили в казну налог за использование земли. Кодекс предусматривал суровую кару за недобросовестную торговую сделку, помощь беглому рабу, порчу чужого имущества и т. д. Надо отметить, что кодекс Хаммурапи содержал много довольно прогрессивных для того времени статей. Например, в нем время долгового рабства ограничивалось тремя годами, вне зависимости от размеров долга. Также ограничивался предельный размер ссудного процента: 33% с хлеба и 20% с серебра. Граждан, несвоевременно выплачивающих долги, нельзя было лишать своих земельных наделов.
Работа по найму в Вавилонском государстве была распространена довольно широко, наемниками могли быть и свободные люди, и рабы. Законы Хаммурапи подробно регулировали тарифы заработной платы для очень многих видов труда. Работников нанимали, как правило, на короткий срок — на время сева или жатвы — либо поденно на время, необходимое для выполнения конкретной работы. Поэтому и тарифы наемной платы в основном поденные. Наемник нес материальную и уголовную ответственность за причинение хозяину убытков. Плата наемному работнику была рассчитана на возможность прокорма им семьи в течение периода найма.
Законы Хаммурапи затрагивали все стороны жизни государства, отличались исключительной продуманностью и стройностью правового регулирования. Издание законов было важнейшим мероприятием Хаммурапи, позволившим консолидировать его обширную державу и достичь ее процветания.
Экономическая мысль Древнего Китая в истории Древнего Востока отличается наибольшей зрелостью и объемностью. Центральной фигурой среди большого количества древнекитайских представителей экономической мысли является Конфуций (551-479 гг. до н. э.). Основные его идеи и постулаты были систематизированы его учениками в сборнике «Лунь юй» («Беседы и суждения»), датированной V в. до н.э. Заключались они в следующем:
— оправдывалось сословное деление общества, существование рабства и строгая социальная иерархия как вечные и неизменные явления, установленные Богом и природой;
— признавалась коллективная собственность крестьянской общины и частное владение потомственной аристократии;
— труд приумножает богатство народа и государства;
— образованный правитель является гарантом равномерного распределения богатства в обществе.
Главный вывод Конфуция — в государстве будет достаток, если умело хозяйствовать при соблюдении умеренности в расходах. Это касается как государства, так и отдельных его граждан. Так, государю надлежит соблюдать экономию в расходах и заботиться о людях. Народу же не надо стремиться к насыщению, в жилище не искать комфорта, но при этом быть активным и деятельным.
Достопримечательностью экономической мысли Древнего Китая является и коллективный трактат «Гуань-цзы» (IV-III вв.до н.э.), который содержит около 500 работ древнекитайских мыслителей. Главные идеи трактата:
— равномерное распределение богатства в обществе без обогащения торговцев и ростовщиков;
— стабильное развитие экономики, под которым, понималось регулирование цен на хлеб: в урожайные годы государство должно закупать зерно, чтобы поддержать цены и не дать им низко упасть, в неурожайные годы, наоборот, — распродавать зерно из своих амбаров, чтобы не дать ценам расти;
— расширение функций государства в связи с созданием мощных ирригационных систем, строительство которых было возможно только с помощью государственной поддержки;
— введение льготных кредитов земледельцам;
— замена прямых налогов косвенными, в виде надбавок к цене соли и железа, на которые должна быть установлена государственная монополия;
— применение нормированной эмиссии денежных знаков.
Выдающимся памятником древнеиндийской экономической мысли стал трактат об искусстве политики и управления государством «Артхашастра» (Наука о пользе). Он был написан в конце IV – начале III века до н.э. Каутильей — советником правителя могущественного царя (махараджи) Чандрагупты I. «Артхашастра» содержит ценнейшие сведения по государственному, политическому и хозяйственному устройству древнего индийского о6щества. Основные идеи экономической политики древнеиндийского государства:
— подтверждение правомерности рабовладения и необходимости его регламентации, а также деления общества на касты;
— активное вмешательство государства в финансово-экономическую жизнь, возложение на царскую власть заботы о выполнении многих хозяйственных дел – от создания ирригационных систем до строительства дорог и организации промыслов;
— главными источниками государственных доходов признаются налоги и пошлины, получаемые от населения страны, а также доходы от торговли и государственных предприятий, принадлежащих государству;
— трудовое происхождение богатства и необходимость регулирования процессов распределения торговой прибыли между купцами и государством;
— установление в форме рабства наказания за невозврат долга за пользование землей.