Социальные утопии XIX века. Роберт Оуэн

Роберт Оуэн (1771–1858) – великий английский социалист-утопист, пытавшийся на практике реализовать свои социалистические утопические идеи.
Жизненный путь. Родился в городке Ньютаун в Уэльсе в семье мелкого лавочника. Получил начальное образование в местной школе. В юном возрасте Роберт смог завести в Манчестере собственное дело, связанное с текстильной промышленностью и уже к 20 годам стал совладельцем большой текстильной фабрики. В этот период Оуэн заинтересовался вопросами социальной справедливости. В 1813 году, фактически получив возможность единоличного управления крупным текстильным предприятием в г. Нью-Лэнарк в Шотландии, Оуэн он создал для своих рабочих элементарные человеческие условия труда и жизни. Это повлекло за собой снижение социальной напряженности на фабрике и рост производительности труда. Не удовлетворяясь этим локальным успехом, Роберт Оуэн в 1821 году предложил свою утопическую теорию, направленную на достижение социальной справедливости в обществе в целом. Встретив агрессивное неприятие этой идеи английской политической и финансовой элитой Оуэн уехал в Америку, где основал в 1825 году утопическую общину «Новая гармония». В 1829 году после неудачного эксперимента он вернулся на родину, но и здесь все попытки применить свое учение при создании новых общин, при создании Биржи справедливого обмена труда заканчивались провалами.
Основные работы. «Новый взгляд на общество, или опыт о принципах образования человеческого характера» (1813), «Доклад графству Лэнарк о плане облегчения общественных бедствий» (1821).
Экономические взгляды и идеи.
• Обмен товаров при капитализме не совершается по труду, так как рабочий не получает полную стоимость произведенного им товара. В этом виноваты деньги, искусственное мерило стоимости, вытеснившее естественное мерило – труд.
• Необходимо отказаться от денег и ввести в качестве мерила ценности трудовую единицу. Это позволит получать рабочим справедливое вознаграждение за свой труд. Поскольку в таком случае станут невозможными перепроизводство и кризисы, то землевладельцы и капиталисты будут тоже заинтересованы в такой реформе.
• Ячейкой будущего социалистического общества может стать кооперативная община. В такой общине будут отсутствовать частная собственность и классы. Только различие в возрасте и опыте может создавать в общине неравенство в труде и в распределении его результатов. В общине формируется новый человек, потребности которого полностью удовлетворяются.
• Социалистическое общество – общество будущего состоит из множества таких ячеек. Между общинами существует разделение труда, а взаимный обмен осуществляется на основе трудовой стоимости. Для этого обмена выпускаются особые трудовые бумажные деньги под обеспечение произведенных и накопленных товаров.
• В течение определенного времени общество будущего должно сосуществовать со старым обществом, платить ему налоги и продавать товары за обычные деньги.