Коммуникационный процесс

Коммуникационный процесс – это процесс обмена информацией между двумя и более людьми. Целью этого процесса является обеспечение взаимопонимания между участниками информационного обмена.
Коммуникационный процесс состоит из ряда основных элементов:
• отправитель – лицо генерирующее информацию и передающее ее,
• сообщение – подлежащая передаче информация,
• канал связи – средство и способ передачи информации,
• получатель – лицо, которому предназначена информация.
Процесс коммуникации состоит из двух базовых этапов – этапа отправления информации и этапа получения информации. Каждый из этих этапов в свою очередь состоит из нескольких шагов или действий..
Этап отправления информации начинается с идентификации индивидом себя в рамках коммуникационного процесса и формулирования смысла и содержания того, почему и что он хочет передать другому участнику.
Далее осуществляется кодирование информации, т.е. преобразование предполагаемого сообщения в коммуникационные символы. В качестве символов могут выступать письменный текст, рисунки, слова, жесты, мимика, интонации.
Кодированная информация поступает в канал связи, задачей которого является обеспечение наиболее точной и оперативной передачи письменного, вербального или невербального сообщения от отправителя к получателю информации. При непосредственном контакте отправителя и получателя информации ее передача происходит без применения технических средств. В случае если отправитель и получатель физически удалены друг от друга то в качестве канала связи выступает телефон, видеотелефон, радио, почта, электронная почта, факсимильная связь, телеграф и др.
Этап получения информации включает в себя ее декодирование получателем и осмысление. Декодирование – это обратный процесс кодирования и заключается в преобразовании коммуникационных символов в некие сообщения, которые путем осмысления превращаются именно в ту информацию, которую и хотел передать отправитель.
Декодирование и осмысление информации в практике организационных коммуникаций далеко не всегда бывает успешным из-за существования коммуникативных барьеров. Коммуникативные барьеры способны исказить смысл информации и даже привести к ее потере. Различают коммуникативные барьеры, существующие на межличностном уровне при любых коммуникациях (микробарьеры) и коммуникативные барьеры в организационных коммуникациях (макробарьеры).
Микробарьеры коммуникации подразделяются на:
• преграды, возникающие при осмыслении информации – неодинаковая идентификация одинаковой информации разными людьми вследствие различий в ценностях, опыте, ожиданиях и представлениях,
• преграды, возникающие при кодировании и декодировании информации – несовпадение в толковании коммуникационных невербальных символов разными людьми,
• преграды, возникающие при передаче речи – нечеткое изложение информации отправителем, неумение получателя слушать,
• преграды, возникающие вследствие плохой обратной связи – невозможность получить подтверждение правильной интерпретации переданного сообщения,
• преграды, возникающие вследствие некачественного канала связи и внешних помех.
Макробарьеры коммуникации обусловлены:
• информационной перегрузкой сотрудников организации,
• дефицитом временных ресурсов в процессе делового общения,
• структурными искажениями – искажениями информации при прохождении многочисленных уровней управления,
• неблагоприятной организационной средой – наличием в организации конфликтов и стрессов.