Значение стресса в организационном поведении

Стресс (от англ.stress – напряжение) – это состояние напряжения, возникающее у личности или какого-либо объекта в ответ на экстремальные воздействия.
Стрессы в организации представляют собой неотъемлемый компонент личной и организационной жизнедеятельности. В рамках организационного поведения стрессы рассматривают по отношению, как к личности, так и к группе и к организации в целом.
Стрессы возникают под влиянием стрессоров – экстремальных воздействий факторов внутренней и внешней среды. Различают следующие основные виды стрессоров:
• физиологические – чрезмерная физическая нагрузка, неблагоприятная температура, освещение или шум,
• психологические – дефицит информации или ее избыток, монотонная деятельность, конфликтная ситуация,
• организационные – перегрузка или недогрузка работника заданиями, неопределенность ролей, дисбаланс между полномочиями и ответственностью, неудовлетворительные коммуникации, избыточный контроль, неэффективная система мотивации.
• личностные – события личной жизни негативного или позитивного характера, состояние здоровья, бытовые проблемы.
Динамика реакции человека на воздействие стрессоров характеризуется тремя фазами:
• фаза А – тревога (состояние возбуждения),
• фаза Б – сопротивление (напряжение сил для противостояния стрессу),
• фаза В – истощение (упадок сил из-за истощения адаптационных ресурсов).
Фазы А и Б отражают допустимый уровень стресса. При таком уровне стресса у работников повышается реакция, улучшается внимание и мышление.
Наличие фазы В говорит о том, что стресс достиг высокого, запредельного уровня, превысил уровень защитных сил работника и ведет к разрушительным последствиям.
В зависимости от фазы стресса организационное поведение характеризуется либо мобилизацией, либо дезорганизацией. Мобилизация отличается активизацией потенциала работника и улучшением его результатов труда. Дезорганизация ведет к снижению работоспособности, ухудшению основных параметров деятельности, к возникновению у работника состояния фрустрации (беспомощности, разочарованию, депрессии), к нарушению дисциплины и повышению уровня конфликтности.
Основная цель управления персоналом в части снижения влияния стрессов состоит в минимизации проявления стрессоров, а также в повышении стрессоустойчивости работника – способности выдерживать значительное физическое и психологическое напряжение с сохранением высокой работоспособности.
Как правило, эти задачи решаются как на личностном уровне, т.е. непосредственно самим работником, так и на уровне менеджмента организации.
Для уменьшения возможного влияния стресса и повышения стрессоустойчивости работник применяет следующие приемы:
• стремится укреплять свое здоровье и вести здоровый образ жизни,
• соблюдает режим труда и отдыха,
• планирует рабочее время и стремится рационально его использовать,
• развивает навыки конструктивного общения с руководителем, коллегами, подчиненными.
В свою очередь менеджер:
• равномерно распределяет рабочие задания среди работников, не допуская их перегрузки,
• четко определяет полномочия, ответственность, а также оценочные показатели работников,
• увеличивает размер вознаграждения за работу в условиях стресса
• стремится создать в подразделении комфортный морально-психологический климат.