Причины конфликтного поведения

Причины конфликтов могут иметь как внешнюю, так и внутреннюю, относительно конфликтующих личностей, природу.
Внешние причины конфликтного поведения, как правило, обусловлены:
• ограниченностью ресурсов организации и вытекающим противоречием между стремлением индивида или группы получить большее количество ресурсов и ограниченными возможностями,
• несовершенством организационной структуры и нечетким разграничением прав и обязанностей,
• организационными изменениями, способными изменить статус группы или работника,
• недостаточной согласованностью и противоречивостью организационных, групповых и индивидуальных целей,
• неудовлетворительными коммуникациями в т.ч. недостаточным обменом требуемой информации или ее отсутствием,
• несбалансированной системой мотивации, отсутствием четкой системы оценки персонала, отсутствием перспектив карьерного роста,
• неблагоприятными условиями труда.
Внутренние личностные причины конфликтного поведения заложены в различиях интересов и ценностей участников конфликта, а также в индивидуально-психологических свойствах конфликтующих личностей.
Выделяют следующие типы конфликтных личностей и их поведенческие характеристики:
• демонстративный – хочет быть в центре внимания и хорошо выглядеть в глазах других членов организации; хорошо приспосабливается к различным ситуациям, к людям относится также как и они к нему,
• ригидный – подозрителен и обладает завышенной самооценкой, прямолинеен и не гибок; болезненно обидчив и не считается с точкой зрения окружающих,
• неуправляемый – импульсивен и непредсказуем, недостаточно контролирует себя, агрессивен, ведет себя вызывающе, в возникающих неприятностях и неудачах склонен в первую очередь винить других,
• сверхточный – скрупулезно относиться к работе, чрезмерно чувствителен к деталям, обладает чувством повышенной тревожности, принимает слишком близко к сердцу замечания окружающих,
• бесконфликтный – неустойчив в оценках и мнениях, обладает легкой внушаемостью, зависит от мнения окружающих, излишне стремится к компромиссу.
В реальной конфликтной ситуации происходит одновременное сочетание или комбинация нескольких внешних причин конфликтного поведения и различных типов конфликтных личностей. Выявление и устранение причин конфликтного поведения, ведущего к негативным последствиям, которые противоречат целям организации, является важной задачей менеджмента.